Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2008 г. N А42-3210/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.09.2007 (судья Каширская С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (судьи Мельникова Н.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-3210/2007,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Мурманской области (далее - Управление Росрегистрации) с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 51:20:003006:0022, почтовый адрес ориентира: Мурманская область, г. Мурманск, Ленинский округ, ул.Позднякова, 4 и обязании Управления Росрегистрации произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Деревообрабатывающий комбинат" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Комбинат), администрация города Мурманска (далее - Администрация).
Решением от 25.09.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росрегистрации просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок могла быть произведена только при наличии зарегистрированного в установленном порядке договора аренды, являющегося в силу статей 433, 606, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации подтверждением предоставления земельного участка Комбинату; постановление органа местного самоуправления не является основанием возникновения права аренды; вывод суда об удовлетворении заявленных требований мотивирован также документами об использовании КЭУ Северного Флота земельного участка с 1954 года, которые на государственную регистрацию не представлялись; отнесение спорного участка к федеральной собственности как входящего в состав земель обороны свидетельствует об ином основании государственной регистрации права собственности Российской Федерации, по которому заявление на регистрацию не подавалось; отнесение участка к землям обороны не соответствует имеющемуся в деле кадастровому плану участка.
Теруправление в отзыве на жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что поскольку спорный участок постановлением Администрации от 26.06.2006 N 1083 предоставлен в пользование федеральному государственному унитарному предприятию, данный участок может относиться только к федеральной собственности, а указанное постановление является надлежащим правоустанавливающим документом; необходимость предоставления зарегистрированного договора аренды земельного участка не следует из нормативных правовых актов; на документы об использовании организациями обороны земельного участка в течение длительного времени, на которые, по мнению регистрирующего органа, необоснованно сослался суд, имеется указание в постановлении Администрации от 26.06.2006.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Теруправление обратилось в Управление Росрегистрации с заявлением от 26.12.2006 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, кадастровый номер 51:20:003006:0022, общей площадью 11 173+-37 кв. м по указанному выше адресу, предоставленный в пользование на условиях аренды Комбинату. В качестве правоустанавливающего документа заявитель приложил постановление Администрации от 26.06.2006 N 1083 "О предоставлении федеральному государственному унитарному предприятию "Деревообрабатывающий комбинат Министерства обороны РФ" в пользование земельного участка по ул. Позднякова, 4".
Уведомлением от 07.02.2007 N 1217 Управление Росрегистрации сообщило о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением документов, являющихся основанием для государственной регистрации в порядке разграничения государственной собственности на землю, установленном Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Уведомлением от 06.03.2007 N 2159 Управление Росрегистрации сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, по причине отсутствия которых регистрация была приостановлена.
Теруправление, считая отказ Управления Росрегистрации незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с упомянутым Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 30.1 того же Закона государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указывается основание возникновения права собственности соответствующего публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 (далее - Перечень).
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", действовавшей на момент обращения Теруправления в регистрирующий орган. Согласно пункту 1 указанной статьи к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих соответствующими полномочиями.
Постановлением Администрации от 26.06.2006 N 1083, изданным в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.07.2006), спорный земельный участок предоставлен Комбинату под здания и сооружения деревообрабатывающего комбината в пользование на условиях аренды сроком по 31.03.2026. Таким образом, в данном случае спорный земельный участок подлежал отнесению к федеральной собственности по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 1 статьи 3.1 указанного Федерального закона, как принадлежащий федеральному государственному унитарному предприятию.
Согласно пунктам 1, 2 Перечня в указанном случае для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо представить: заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок; правоустанавливающие документы на земельный участок (копию акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации).
Проанализировав содержание пункта 2 Перечня, суд пришел к правильному выводу о том, что при наличии акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка при подаче документов на государственную регистрацию достаточно представления данного документа в качестве правоустанавливающего, а обязательного представления договора аренды, заключенного в соответствии с распорядительным актом, не требуется.
Кроме того, как установлено судом и усматривается из материалов дела, спорный земельный участок изначально был передан КЭУ Северного Флота, затем длительное время находился в пользовании Комбината, а договор аренды во исполнение постановления Администрации от 26.06.2006 не был заключен Администрацией по причине начавшейся процедуры оформления права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал, что обжалуемый отказ Управления Росрегистрации в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок по изложенным в отказе мотивам является незаконным, и удовлетворил заявленные требования.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не влияют на правильность выводов суда по существу спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи с чем данные судебные акты должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 по делу N А42-3210/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2008 г. N А42-3210/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника