Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 апреля 2008 г. N А56-18123/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского района Ленинградской области Гулевского Ю.А. (доверенность от 16.04.2008), от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Крупенькиной В.В. (доверенность от 29.12.2007), от закрытого акционерного общества "Строительно-монтажное управление "Промвентиляция" Довбуша Т.Н. (доверенность от 10.09.2007), Жидкова В.Н. (доверенность от 16.04.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского района Ленинградской области и администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2007 по делу N А56-18123/2007 (судья Кожемякина Е.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Строительно-монтажное управление "Промвентиляция" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями (после их неоднократного уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- признать незаконным бездействие муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области (далее - МО "Всеволожское городское поселение") в лице администрации МО "Всеволожское городское поселение", выразившееся в невынесении решения о предоставлении заявителю для строительства земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская обл., город Всеволожск, микрорайон Бернгардовка, пересечение улиц Северной и Строителей, допущенное до 01.01.2007;
признать незаконным бездействие муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - МО "Всеволожский муниципальный район") в лице администрации МО "Всеволожский муниципальный район", выразившееся в невынесении решения о предоставлении заявителю для строительства того же земельного участка, допущенное после 01.01.2007;
- обязать МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить заявителю испрашиваемый земельный участок для строительства на праве аренды и заключить с ним соответствующий договор.
Решением от 21.12.2007 заявление удовлетворено частично: суд признал незаконным бездействие МО "Всеволожское городское поселение" и обязал администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить Обществу испрашиваемый земельный участок для строительства на праве аренды путем заключения договора аренды участка. В остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационных жалобах администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского района Ленинградской области (правопреемник администрации МО "Всеволожское городское поселение"; далее - администрация МО "Город Всеволожск") и администрация МО "Всеволожский муниципальный район" просят отменить решение от 21.12.2007 и отказать в удовлетворении требований Общества полностью. Податели жалоб ссылаются на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании представители администрации МО "Город Всеволожск" и администрации МО "Всеволожский муниципальный район" поддержали доводы, изложенные в своих жалобах, а представители Общества просили оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" (далее - администрация МО "Всеволожский район") от 10.05.2001 N 1682 Обществу на основании его заявления утвержден акт выбора земельного участка ориентировочной площадью 0,9 га (прочие земли) на пересечении улиц Северной и Строителей в микрорайоне Бернгардовка города Всеволожска Ленинградской области для строительства двух многоквартирных жилых домов. Акт выбора земельного участка согласован с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями и предприятиями.
Тем же постановлением Обществу разрешено проведение проектно-изыскательских работ для строительства жилых домов на указанном земельном участке сроком на один год с оформлением договора аренды участка.
В последующем на основании заявления Общества от 16.02.2006 N 149 межведомственная комиссия по предоставлению земельных участков на территории МО "Всеволожское городское поселение" (далее - Комиссия), в полномочия которой входит принятие решений о возможности предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства, 15.03.2006 приняла решение предоставить Обществу в аренду земельный участок для строительства жилого дома по адресу: г. Всеволожск, ул. Строителей - Северная, на срок, определенный проектом организации строительства (протокол заседания N 06 на л.д. 15).
Муниципальным учреждением "Агентство земельно-имущественных отношений" МО "Всеволожский муниципальный район" подготовлен проект договора аренды участка.
Общество 04.04.2007 обратилось к главе администрации МО "Всеволожское городское поселение" с просьбой выдать ему в соответствии с решением Комиссии от 15.03.2006 постановление на аренду земельного участка для строительства жилых домов по ул. Северная - Строителей (письмо N 134 на л.д. 22). Письмо от 04.04.2007 N 135 со ссылкой на отсутствие какого-либо решения по поводу предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства и
заключения договора аренды было подано Обществом также в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" (л.д. 28).
Поскольку ответы на данные обращения Общество от ответчиков не получило, оно обратилось с настоящими требованиями в суд.
Принимая решение о признании незаконным бездействия МО "Всеволожское городское поселение" по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка для строительства, допущенного до 01.01.2007, и понуждая администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить Обществу данный земельный участок для указанных целей на праве аренды путем заключения соответствующего договора, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств:
оспариваемое бездействие МО "Всеволожское городское поселение" не соответствует пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
в соответствии с пунктом 7 Временного положения о предоставлении земельных участков на территории МО "Всеволожское городское поселение", утвержденного постановлением администрации МО "Всеволожское городское поселение" от 27.01.2006 N 5 "О временном порядке предоставления земельных участков на территории МО "Всеволожское городское поселение" (далее - Временный порядок), решение Комиссии является проектом постановления главы администрации муниципального образования о предоставлении земельного участка для строительства, то есть решения, указанного в пункте 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации;
таким образом, МО "Всеволожское городское поселение" соблюдена процедура принятия предварительного решения о предоставлении земельного участка для строительства, установленная Временным порядком в целях проверки подготовленного заявителем пакета документов и подготовки проекта решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации;
заявитель совершил все необходимые действия для получения земельного участка для строительства, поэтому с того времени, как полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы МО "Всеволожский муниципальный район" (после 01.01.2007) данное муниципальное образование было обязано вынести соответствующее решение о предоставлении земельного участка заявителю под строительство на срок, определенный проектом организации строительства;
отсутствие такого решения лишает заявителя права на заключение соответствующего договора аренды на срок, необходимый для строительства объектов недвижимости, на получение разрешения на строительство и его осуществление.
Кассационная инстанция считает, что решение суда от 21.12.2007 следует отменить, а в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 данной статьи в редакции Закона N 191-ФЗ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ (далее - Закон N 232-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В абзаце 4 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Закона N 232-ФЗ предусмотрено, что до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если - предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абзац 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона N 232-ФЗ положения абзаца 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2005.
Материалами дела подтверждено, что решение о предварительном согласовании места размещения жилых домов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не принималось. Даже если признать таким решением постановление главы администрации муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" от 10.05.2001 N 1682, которым утвержден акт выбора земельного участка, то с момента принятия данного решения до момента постановки Обществом вопроса о предоставлении земельного участка для строительства истек трехлетний срок его действия, установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, в силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в силу статьи 29 того же Кодекса уполномочены решать вопросы о предоставлении для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение о предоставлении земельного участка для строительства только при наличии приложенной к заявлению кадастровой карты (плана) земельного участка. К моменту обращения Общества в 2006 году в администрацию МО "Всеволожское городское поселение" испрашиваемый земельный участок не был сформирован в установленном порядке. Как видно из материалов дела, кадастровая карта испрашиваемого Обществом земельного участка не была представлена в администрацию МО "Всеволожское городское поселение".
При таких обстоятельствах у администрации МО "Всеволожское городское поселение" не возникла обязанность рассмотреть обращение Общества, не отвечающее требованиям закона. Оспариваемое бездействие администрации МО "Всеволожское городское поселение" не может быть признано незаконным и нарушающим права Общества.
Наличие положительного решения Комиссии от 15.03.2006 о предоставлении Обществу земельного участка для строительства не имеет правового значения, поскольку Комиссия является совещательным органом, само по себе такое решение Комиссии не порождает никаких прав и обязанностей.
Заявка Общества на предоставление земельного участка для строительства поступила в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" после 01.03.2007, что в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ исключало возможность предоставления земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, данный земельный участок мог быть предоставлен Обществу для жилищного строительства только на аукционе в порядке, установленном статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение суда, обязывающее администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить Обществу после 01.03.2007 земельный участок без проведения торгов противоречит пункту 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
С учетом изложенного решение от 21.12.2007 как принятое с нарушением норм материального права следует отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
В связи с принятием настоящего постановления и по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества в пользу администрации МО "Город Всеволожск" и администрации МО "Всеволожский муниципальный район" следует взыскать по 1000 руб. судебных расходов по кассационным жалобам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2007 по делу N А56-18123/2007 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Строительно-монтажное управление "Промвентиляция" в пользу администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского района Ленинградской области и администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области по 1000 руб. судебных расходов по кассационным жалобам каждому.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2008 г. N А56-18123/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника