Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 апреля 2008 г. N А56-20349/2006
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от Балтийской таможни Рождественской К.В. (доверенность от 29.12.2007 N 04-19/1056), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Горновской М.Н. (доверенность от 28.12.2007 N Ю-11/182),
рассмотрев 28.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2008 по делу N А56-20349/200Б (судья Боровлев Д.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Балтийской таможни (далее - таможня) от 14.02.2006 по делу об административном правонарушении N 10216000-966/2005, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 25.04.2006 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (пункт 2 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.09.2006 (судья Трохова М.В.) постановление таможни признано незаконным и отменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2006 решение суда от 19.09.2006 отменено в связи с неправильным применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и необходимостью дополнительного исследования и повторной оценки доказательств. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 16.01.2008 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению общества, обязанность по обеспечению сохранности товаров, находящихся в зоне таможенного контроля, возложена на соответствующий таможенный орган. Общество не осуществляло ни выдачу (передачу оригинала железнодорожной накладной), ни выгрузку грузов, а также не снимало средства идентификации с вагона N 28017044. Перевозчик не выдавал грузополучателю накладную N 90682902 до получения разрешения на выдачу грузов от таможенного органа. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют. Ответственность за указанные действия несет грузополучатель.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель таможни отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 30.10.2005 на территорию железнодорожной станции "Новый порт" (станция назначения) в вагоне N 28017044 прибыл товар -сплав алюминиевый, следовавший по процедуре внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ) согласно транзитной декларации N 10616060/191005/0012198 и железнодорожной накладной N 90682902 за пломбами отправителя - ОАО "Братский алюминиевый завод". Вагон следовал в адрес грузополучателя - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - порт) от станции "Багульная" (Иркутская обл.) до станции "Новый порт". Доставка товара осуществлялась обществом (перевозчик).
Таможня установила, что по прибытии товар помещен в постоянную зону таможенного контроля ЗАО "Первая стивидорная компания" (далее - ПЗТК, ЗАО "ПСК"); с вагона N 28017044 снято "таможенное обеспечение"; товар выгружен и размещен на территории ПЗТК без разрешения таможенного органа.
Таможенный орган 01.11.2005 возбудил дело об административном правонарушении (не в отношении конкретного субъекта, а по факту события противоправного деяния) и провел административное расследование по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, - уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации.
В рамках административного производства таможня запросила у общества следующие сведения: при принятии товара к перевозке были ли на вагон наложены пломбы (кем, в каком количестве и за какими номерами); кем и когда снято ЗПУ (фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон); почему не получено разрешение таможенного органа на снятие пломб с вагона; составлялся ли акт общей формы о нарушении ЗПУ. В ответе на запрос (письмо от 29.11.2005 N МГК-50/П-302) перевозчик сообщил о том, что решение о выгрузке товара из вагона принято владельцем зоны таможенного контроля без участия представителей железной дороги, а в качестве основной причины случившегося сослался на отсутствие согласованной совместной технологии взаимодействия таможни, порта и перевозчика в рамках конкретной ПЗТК. Ответ не содержит сведений об обстоятельствах конкретной перевозки товара и причинах "утраты" наложенного таможенного обеспечения на вагон N 28017044, что не оспаривается таможенным органом и отражено в его постановлении.
Таможенный орган в ходе административного расследования опросил ряд сотрудников (должностных лиц) организаций, осуществляющих свою деятельность в ПЗТК (заместителя начальника складской группы и коммерческого ревизора ЗАО "ПСК"; сотрудников таможенного поста; заместителя начальника станции "Новый порт" и пр.) с целью выяснения обстоятельств дела и фактических действий конкретных лиц (не свидетелей, а лиц, в той или иной степени связанных с ними служебными или иными отношениями) в связи с объективными признаками правонарушения.
Ответ на запрос и показания этих свидетелей послужили административному органу доказательственной основой для окончательных выводов по итогам административного производства.
По результатам административного расследования таможней принято оспариваемое постановление от 14.02.2006, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ. Действия общества квалифицированы как "повреждение средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа" (в нарушение требований статей 88, 92, 390 ТК РФ). По мнению таможенного органа, общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, необходимую при выгрузке товара, находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа. Причинами и условиями совершения правонарушения "явился ненадлежащий контроль руководства общества за сохранностью средств идентификации, используемых таможенным органом, ненадлежащая организация перевозчиком проведения грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом". Заявителю назначено административное наказание в виде 5 000 руб. (50 МРОТ) штрафа.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что при принятии обжалуемого решения суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 85 ТК РФ место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92 ТК РФ). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69 ТК РФ), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405 ТК РФ).
Согласно требованиям статьи 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 TК РФ.
В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток (пункт 4 статьи 92 ТК РФ).
В силу пункта 5 статьи 92 ТК РФ при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80 ТК РФ), завершение внутреннего таможенного транзита может осуществляться без предъявления товаров таможенному органу назначения. Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на огражденной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов (пункт 4 статьи 362 ТК РФ).
Для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации. Средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (пункты 1 и 2 статьи 390 ТК РФ).
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, могут выступать как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны обеспечить сохранность средств идентификации: перевозчики, владельцы складов временного хранения и пр.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, признал доказанным наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (части 4 и 7 статьи 210 АПК РФ).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом процессуальное значение имеют относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в их совокупности (части 1 и 2 статьи 71 АПК РФ).
Из содержания оспариваемого постановления не следует и материалами дела не подтверждается, когда и какие конкретные таможенные пломбы сняты с конкретного вагона (повреждены, удалены), какими лицами и при каких условиях. Отметки в железнодорожной накладной и транзитной декларации свидетельствуют лишь о наличии на спорном вагоне пломб отправителя, принятых таможней в качестве средств идентификации, на момент открытия процедуры ВТТ в таможне отправления.
Суд кассационной инстанции допускает, что в большинстве случаев выгрузка определенных товаров из определенного вагона (с учетом его конструктивных особенностей и технического состояния) возможна только после предшествовавшего тому удаления (повреждения) пломб (в случаях, когда такие пломбы фактически находились на вагоне и не были ранее утрачены в силу тех или иных причин). Однако обстоятельства снятия с вагона названных пломб (время, место, ответственные лица и исполнители) в ходе административного производства не установлены, доказательств причастности перевозчика к их удалению (повреждению) таможней не представлено.
При этом вывод таможенного органа о том, что выгрузка товара из вагона происходила в присутствии представителя железной дороги, не подтверждается материалами дела. Из содержания памятки приемосдатчика нельзя сделать однозначный вывод о том, что данный документ подтверждает присутствие представителя перевозчика при выгрузке товара.
Согласно пунктам 1 и 5 параграфа 86 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности от 30.12.1978 N ЦФ/3504 памятки приемосдатчика на подачу вагонов под погрузку и выгрузку формы ГУ-45 составляются на местах общего пользования при погрузке или выгрузке грузов средствами отправителя или получателя, а также на подъездных путях с безномерным способом учета простоя вагонов. При подаче вагона под погрузку и выгрузку на места общего пользования памятки составляются в двух экземплярах: один для станции и один для предприятия, организации или учреждения. Подписываются памятки приемосдатчиком и представителем предприятия, организации или учреждения дважды: первый раз при подаче вагонов под погрузку или выгрузку, второй раз при окончании погрузки или выгрузки.
Таким образом, первая подпись представителя общества на памятке приемосдатчика N 657 может свидетельствовать о помещении вагона в зону таможенного контроля и передачу его (вагона с находящимся там товаром) грузополучателю до завершения процедур таможенного оформления груза. Вторая подпись перевозчика на этой памятке подтверждает приемку им уже выгруженных вагонов. При этом, как указано в данной памятке, она проведена по ведомости подачи и уборки вагонов N 106486, которая, в свою очередь, основана на данных соответствующих памяток (уведомлений) уборки. Вместе с тем уведомление N 657 содержит лишь подпись уполномоченного агента ветвевладельца, уведомляющего об окончании выгрузки вагонов, с просьбой убрать эти вагоны локомотивом железной дороги. Участие представителя перевозчика в снятии средств идентификации и выгрузке вагона этими документами не подтверждается.
Выдача перевозчиком грузополучателю оригинала транспортной накладной, предоставляющего последнему право самостоятельно осуществлять разгрузочные операции (пункты 6 и 21 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003 за N 4772), также не подтверждается материалами дела. Согласно показаниям заместителя начальника складской группы ЗАО "ПСК" Малосая С.М., отраженным в оспариваемом постановлении, "у ЗАО "ПСК" основанием для выгрузки товара на склад является распечатка данных с железнодорожной накладной". Доказательств, подтверждающих преждевременную выдачу обществом именно оригинала накладной (действия перевозчика в нарушение указанных Правил), таможенным органом не представлено.
Вместе с тем, именно таможенный орган несет дополнительную (повышенную) ответственность за обеспечение соблюдения требований таможенного законодательства в зонах таможенного контроля, а в случаях, когда созданная в установленном порядке постоянная зона таможенного контроля используется для проверки товаров или является местом доставки товаров при внутреннем таможенном транзите (пункт 1 статьи 85 ТК РФ), - за обеспечение возможности круглосуточного поступления товаров и транспортных средств в указанную постоянную зону таможенного контроля, а также и ответственность за их сохранность (письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04.08.2004 N 01-06/28315 "О создании зон таможенного контроля").
Субъективная обязанность (в частности, та или иная обязанность перевозчика, предусмотренная статьей 88 ТК РФ) есть вид и мера должного поведения. В свою очередь мера поведения предполагает определенные границы (пределы) социально значимых актов. В связи с этим кассационная коллегия считает, что воспрепятствование перевозчиком действиям третьих лиц не всегда отвечает задачам и целям его деятельности в рамках таможенной процедуры и может рассматриваться как выходящее за пределы его субъективных прав и обязанностей как участника таможенных правоотношений. Материалами дела не подтверждаются выгрузка товара и снятие средств идентификации владельцем зоны таможенного контроля по согласованию с перевозчиком или с его разрешения (ведома).
При таких обстоятельствах следует признать, что таможня не доказала наличие фактических и правовых оснований для принятия оспариваемого постановления (статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ).
Оценка доказательств судом сопряжена с неправильным применением норм процессуального права (часть 1 статьи 64, часть 1 статьи 65, части 1 - 3 статьи 71, часть 4 статьи 210 АПК РФ). По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а заявление общества - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2008 по делу N А56-20349/2006 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить.
Признать постановление Балтийской таможни от 14.02.2006 по делу об административном правонарушении N 10216000-966/2005, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконным и отменить его.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2008 г. N А56-20349/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника