Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 апреля 2008 г. N А52-4609/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Андреева А.Ю. (доверенность от 03.05.2007 N 469), от открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" Персица М.Г. (доверенность от 18.06.2007 N 58/2007), Бобровой Е.В. (доверенность от 18.06.2007 N59/2007),
рассмотрев 28.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 27.12.2007 по делу N А52-4609/2007 (судья Героева Н.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 08.10.2007 N15-01/2602/6715 и от 08.10.2007 N 15-01/1416/6716 и обязании налогового органа возместить Обществу 4 191 108 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации за апрель 2007 года.
Решением суда от 27.12.2007 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и вынести новый об отказе Обществу в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно отразило 4 191 108 руб. вычетов по НДС в разделе 3 налоговой декларации за апрель 2007 года, поскольку в этом разделе отражаются суммы налога по операциям, облагаемым по ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция считает, что спорная сумма налога должна быть включена в декларацию за тот налоговый период, в котором был собран полный пакет документов согласно статье 165 НК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 21.05.2007 налоговой декларации по НДС за апрель 2007 года и 05.09.2007 - уточненной декларации за указанный период, в которой заявлено 48 652 083 руб. налоговых вычетов, относящихся к операциям по реализации товаров на территории Российской Федерации, и 3 970 113 руб. - к операциям по реализации товаров в "режиме экспорта и в Республику Беларусь", о чем составила акт от 03.09.2007 N 15-01/2761/3083.
По результатам проверки указанных деклараций и документов, представленных Обществом в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов, Инспекция приняла решение от 08.10.2007 N 15-01/2602/6715 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности. Указанным решением Обществу уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за апрель 2007 года на 4 191 108 руб. и ему предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Одновременно с указанным решением Инспекция вынесла решение от 08.10.2007 N 15-01/1416/6716 о возмещении Обществу 4 797 610 руб. налога и об отказе в возмещении 4 191 108 руб. НДС за апрель 2007 года.
В обоснование отказа Инспекция сослалась на то, что Общество неправомерно, нарушив положения пункта 3 статьи 172 НК РФ, указало в строке 340 раздела 3 налоговой декларации 48 652 083 руб. НДС, подлежащих вычету, в отношении операций по реализации товаров на территории Российской Федерации, так как в апреле 2007 года оно отгрузило товары на сумму 54 923 788 руб. (составляет 19,44% от общего объема поставки продукции) на экспорт и в Республику Беларусь, не собрав при этом пакет документов в подтверждение ставки 0 процентов.
Общество, считая ненормативные акты Инспекции не соответствующими нормам налогового законодательства, обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление налогоплательщика, указал, что сумма вычетов определена им в соответствии с его учетной политикой, правомерность которой Инспекцией не оспаривается.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%, и порядок реализации этого права установлены главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Пункт 3 статьи 172 НК РФ содержит не специальные правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.
В пункте 10 статьи 165 НК РФ определено, что документы, указанные в этой статье представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Общество представило в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в связи с чем налоговый орган своим решением от 08.10.2007 N 15-01/1416/6716 признал за Обществом право на применение налоговой ставки 0 процентов по экспорту в сумме 24 493 463 руб.
В данном случае при расчете суммы НДС, предъявленной к вычету по декларации за апрель 2007 года, Общество руководствовалось приказом по учетной политике для целей налогообложения на 2007 год от 31.12.2006 N 294 (лист дела 59). Возможность самостоятельно определять порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения предусмотрена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" и пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98.
Согласно принятой заявителем учетной политике Общество использует расчетный метод распределения налоговых вычетов по НДС со стоимости материалов, используемых для реализации товаров как на экспорт, так и на внутреннем рынке Российской Федерации. Данным порядком определено соотношение между суммой выручки от реализации продукции на экспорт и в Республику Беларусь и общей суммой выручки от реализации товаров (без НДС), полученной в периоде отгрузки товара, а также предусмотрено, что в месяце, в котором по конкретной отгрузке на экспорт или в Республику Беларусь собран необходимый пакет документов, определяется сумма налога, приходящегося на основные материалы, израсходованные на производство отгруженного по указанной отгрузке товара. Рассчитанная указанным образом сумма налога, приходящегося на экспортные отгрузки, по которым собран необходимый пакет документов, "восстанавливается" по "внутреннему" налогу путем уменьшения вычета в месяце, когда собран полный пакет документов.
С 01.01.2007 по операциям реализации товаров на внутреннем рынке и товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и облагаемых НДС по ставке 0%, представляется единая налоговая декларация.
В уточненной декларации за апрель 2007 года налогоплательщиком заявлен вычет по строке 340 раздела 3 декларации в размере 3 970 113 руб.
Инспекция ссылается на то, что принятая налогоплательщиком учетная политика противоречит пункту 3 статьи 172 НК РФ, поскольку приводит к тому, что Общество включает в состав налоговых вычетов всю сумму налога, предъявленную ему поставщиками товаров (работ, услуг) за налоговый период, и сумму налоговых вычетов, приходящихся на экспортируемые товары, перераспределяет в последующих налоговых периодах, когда собран пакет документов, между разделами 3 и 5 декларации.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела отклонил доводы Инспекции о завышении налогоплательщиком налоговых вычетов, не указав мотивов, по которым он считает, что примененная Обществом методика расчета сумм НДС по материальным ресурсам, использованным при производстве экспортной продукции, соответствует пункту 3 статьи 172 НК РФ, а также принципу распределения налога между реализацией товара на экспорт и на внутренний рынок.
Суд первой инстанции не оценил доводы Инспекции о том, что принятая Обществом учетная политика не позволяет правильно определить сумму НДС, подлежащую возмещению по экспортным операциям.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд не исследовал надлежащим образом вопрос о соответствии учетной политики заявителя требованиям налогового законодательства, тогда как из оспариваемого решения налогового органа видно, что налогоплательщику отказано в применении налогового вычета в связи с тем, что учетная политика Общества противоречит требованиям пункта 3 статьи 172 НК РФ.
Таким образом, выводы суда сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение норм материального права.
В силу положений части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку судом не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а оценка обоснованности применяемой заявителем методики расчета "входного" НДС, а также соответствия ее положений нормам Налогового кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что решение суда следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, исследовать представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, дать им правовую оценку и с учетом установленных фактических обстоятельств дела рассмотреть спор по существу заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 27.12.2007 по делу N А52-4609/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2008 г. N А52-4609/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника