Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 мая 2008 г. N А56-10896/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 ноября 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от Шинкарева Н.М. - Шинкаревой Л.А. (доверенность от 01.02.2008), Будановой С.А. (доверенность от 08.04.2008) от Ленинградского областного казенного предприятия "Ленинградское областное лесное хозяйство" Мартыновой Н.П. (доверенность от 14.05.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского хозяйства "Туман" Шинкарева Николая Михайловича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2007 (судья Агеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (судьи Кашина Т.А., Шестакова М.А., Черемошкина В.В.) по делу NА56-10896/2007,
установил:
Глава крестьянского хозяйства "Туман" Шинкарев Николай Михайлович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградскому областному государственному учреждению "Ленинградское областное управление лесного хозяйства" (далее - ЛОГУ "Ленобллесхоз") об обязании ответчика выдать истцу лесорубочные билеты на осуществление заготовки древесины по рубкам главного пользования в объеме 23 018 куб. м на основании договора от 07.10.2003 N 4 аренды участков лесного фонда (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 19.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.02.2008, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Шинкарев Н.М. просит отменить названные судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Податель жалобы указывает на следующее: суд сделал вывод о том, что истец нарушил срок предоставления плана рубок, установленный пунктом 3.4.14 договора аренды, но не принял во внимание.
В кассационной жалобе Шинкарев Н.М. просит отменить названные судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Податель жалобы указывает на следующее: суд сделал вывод о том, что истец нарушил срок предоставления плана рубок, установленный пунктом 3.4.14 договора аренды, но не принял во внимание то обстоятельство, что эта просрочка возникла по вине ответчика; в адрес ответчика были направлены выкопировки из плана рубок участка лесного фонда, на основе которых возможна выдача лесорубочных билетов, так как они являются составной графической частью плана рубок; в письме от 28.11.2005 N 653 ответчик согласовал выдачу лесорубочных билетов на основании указанных выкопировок до 31.03.2006, однако, несмотря на неоднократные заявки истца, лесорубочные билеты не выдавал; ни законом, ни договором аренды не предусмотрена ответственность арендатора за нарушение сроков представления плана рубок в виде отказа в выдаче лесорубочных билетов; с момента предоставления истцом и согласования ответчиком 23.11.2006 плана рубок не имелось оснований для отказа в выдаче лесорубочных билетов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Ленинградского областного казенного предприятия "Ленинградское областное лесное хозяйство" (далее - ЛОКП "Ленобллесхоз") заявил ходатайство о проведении правопреемства и замене ответчика на ЛОКП "Ленобллесхоз" в связи с преобразованием ЛОГУ "Ленобллесхоз" в соответствии с распоряжением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 604-р в ЛОКП "Ленобллесхоз".
Представители истца не возражали против удовлетворения данного ходатайства.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заменил ЛОГУ "Ленобллесхоз" на ЛОКП "Ленобллесхозх".
В судебном заседании представители Шинкарева Н.М. поддержали доводы жалобы, а представитель ЛОКП "Ленобллесхоз" просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение "Ленинградское управление сельскими лесами", правопреемником которого являлось ЛОГУ "Ленобллесхоз" (арендодатель), и крестьянское хозяйство "Туман" в лице его главы Шинкарева Н.М. (арендатор) 07.10.2003 заключили договор N 4 аренды участков лесного фонда на территории Бережковского лесничества Лужского сельского лесхоза на общей площади 3265 га для осуществления заготовки древесины по главному пользованию с общим объемом заготовки в размере 14,9 тыс. куб.м.
В соответствии с пунктом 13.1 договора он вступает в силу с момента государственной регистрации и действует в течение 5 лет.
Пунктом 3.4.18 договора предусмотрено, что арендатор обязан полностью освоить расчетную лесосеку на арендуемых участках лесного фонда в первые три года, при этом в первый год освоить не менее 50%, во второй - не менее 75% и в третий год - 100% расчетной лесосеки.
Согласно пунктам 3.4.10 и 3.4.14 договора арендатор обязался согласовывать с арендодателем намечаемый объем заготовок на планируемый год не позднее 1 декабря года, предшествующего планируемому, с представлением заявки к отводу лесного фонда, разработать и предоставить на согласование арендодателю план рубок в срок не позднее 1 года с начала действия договора.
Пунктом 3.2.2 договора предусмотрена обязанность арендодателя выдавать арендатору в порядке, установленном действующим лесным законодательством, лесорубочные билеты на определенный договором объем заготовки древесины.
Ссылаясь на то, что ответчик не выполнил обязанность по выдаче арендатору лесорубочных билетов на рубку древесины в объеме 1926 куб.м в 2004 году, 8455 куб.м в 2005 году и 12 637 куб.м в 2006 году, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав обстоятельства дела и доводы сторон, посчитали требования Шинкарева Н.М. необоснованными и отказали в удовлетворении иска.
Аренда участков лесного фонда как одно из оснований возникновения права пользования участками лесного фонда в момент заключения сторонами договора аренды от 07.10.2003 N 4 регулировалась Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года.
В соответствии со статьей 42 данного Кодекса осуществление лесопользования допускалось только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Одним из оснований выдачи лесорубочного билета является договор аренды участка лесного фонда.
С 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года. Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года признана утратившей силу за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного (до одного года) пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
В силу статьи 6 Вводного закона органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
До приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года (статья 13 Вводного закона).
Аренда участков лесного фонда помимо Лесного кодекса Российской Федерации регулируется также гражданским законодательством, а до 11.06.2007 регулировалась Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде).
В соответствии с пунктом 30 данного Положения арендатор приобретает право осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором аренды, только после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета.
Аналогичное положение содержалось в пунктах 22, 23, 28 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551 (далее - Правила отпуска древесины), действовавших до 31.03.2008.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 35 Положения об аренде арендодатель обязан производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору лесорубочные билеты и лесные билеты в установленном порядке.
Пунктом 13 Правил отпуска древесины установлено, что разработка лесосек или делянок производится лесопользователем по технологическим картам, согласованным с лесхозом, без которых лесорубочные билеты не выдаются.
Отвод лесосек для проведения рубок главного пользования лесхозы производят с учетом заявок лесопользователей в увязке с планами подсочки древостоев, а также для проведения рубок промежуточного пользования за год до поступления лесосек в рубку; на участках лесного фонда, переданных в долгосрочное пользование, отвод лесосек должен производиться при наличии планов рубок и подсочки древостоев, утвержденных в установленном порядке, и в соответствии с ними (пункт 43 Правил отпуска древесины).
Согласно пункту 17 Положения об аренде в случае предоставления в аренду участка лесного фонда площадью свыше 200 гектаров для заготовки древесины на срок более 5 лет арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда, а при сроке аренды от 2 до 5 лет - план рубок.
В силу пункта 19 того же Положения планы рубок разрабатываются за счет арендатора государственными лесоустроительными организациями Федерального агентства лесного хозяйства по типовым схемам и методикам, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В связи с этим в подпункте "п" пункта 33 Положения об аренде предусмотрена обязанность арендатора разработать и представить арендодателю в установленные сроки проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, планы рубок, проекты организации ведения охотничьего хозяйства на переданных в аренду участках лесного фонда, согласовать указанные проекты с соответствующими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды.
С учетом приведенных норм права суды обеих инстанций при рассмотрении настоящего спора правильно исходили из того, что основанием для выдачи лесопользователю лесорубочного билета является не только факт заключения с ним договора аренды участка лесного фонда, но и выполнение со стороны лесопользователя определенных действий, предшествующих выдаче лесорубочного билета.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец предоставил ответчику план рубок в срок, установленный пунктом 3.4.14 договора аренды. План рубок, разработанный только на 2006 и 2007 годы, по представлению истца согласован ответчиком в ноябре 2006 года. Вина ответчика в просрочке предоставления плана рубок истцом ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом в процессе рассмотрения дела не установлена.
При таком положении суды обеих инстанций, сделав правильный вывод о том, что ответчик был лишен возможности выдать лесорубочные билеты на вырубку древесины в объеме 1926 куб.м в 2004 году, 8455 куб.м в 2005 году и 12 637 куб.м в 2006 году, обоснованно отказали в иске.
Довод подателя жалобы о том, что в письме от 28.11.2005 N 653 ЛОГУ "Ленобллесхоз" разрешило своему филиалу - Лужскому сельскому лесхозу произвести выписку лесорубочных билетов крестьянскому хозяйству "Туман" без плана рубок главного пользования и плана противопожарных мероприятий до 31.03.2006, не может служить основанием для обязания ответчика выдать лесорубочные билеты на неосвоенный объем древесины в период с 2004 по 2006 год.
Поскольку суды правильно применили нормы материального права и не допустили каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с положениями части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену принятых по делу судебных актов, решение от 19.11.2007 и постановление от 21.02.2008 следует оставить в силе, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А56-10896/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского хозяйства "Туман" Шинкарева Николая Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2008 г. N А56-10896/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника