Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 мая 2008 г. N А05-9492/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 апреля 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2007 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-9492/2007,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Архангельск" (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) о признании незаконным отказа Управления от 21.06.2007 в государственной регистрации права оперативного управления на квартиру, расположенную по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, муниципальное образование "Соловецкое", пос. Соловецкий, ул. Приморская, д. 16, кв. 1; обязании Управления произвести государственную регистрацию права оперативного управления Администрации на указанную квартиру.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области (далее - Теруправление).
Решением от 13.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку в ходе правовой экспертизы представленных на регистрацию документов были выявлены противоречия между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами, а заявление о регистрации прекращения права хозяйственного ведения государственного предприятия (впоследствии федерального государственного унитарного предприятия) "Онежский морской торговый порт" (далее - Порт) с документом об уплате государственной пошлины за проведение такой регистрации в установленном порядке в Управление не представлялись, то отказ Управления от 21.06.2007 является законным. Кроме того, Управление считает, что при наличии непогашенной записи о праве хозяйственного ведения Порта принятое судом решение не исполнимо.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.08.99 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о государственной регистрации права хозяйственного ведения Порта в отношении трехкомнатной квартиры общей площадью 66,9 кв. м по указанному выше адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.08.99 серии 29.00 N 0021692.
В соответствии с распоряжением Теруправления от 02.12.2004 N 400-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Онежский морской торговый порт" Порт приватизирован путем преобразования в открытое акционерное общество "Онежская судоходная компания" (далее - Компания). Названным распоряжением утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия, а также перечень объектов, не подлежащих приватизации, в который включена трехкомнатная квартира по указанному выше адресу.
В связи с реорганизацией в форме преобразования в Единый государственный реестр юридических лиц 30.12.2004 внесена запись о прекращении деятельности Порта.
Распоряжением Теруправления от 07.02.2006 N 65-р за Администрацией на праве оперативного управления закреплено имущество, находящееся в казне Российской Федерации, в том числе спорная квартира. Распоряжением Теруправления от 22.01.2007 N 68-р в первое из названных распоряжений внесены изменения в части уточнения описания объекта.
В январе 2007 года Администрация обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на квартиру, расположенную по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, муниципальное образование "Соловецкое", пос. Соловецкий, ул. Приморская, д. 16, кв. 1.
Уведомлением от 21.02.2007 N 03-12-1488 Управление сообщило о приостановлении государственной регистрации в связи с наличием в ЕГРП записи о праве хозяйственного ведения Порта на указанную квартиру, непредставлением заявления о прекращении зарегистрированного права хозяйственного ведения и документа об оплате государственной пошлины за проведение государственной регистрации прекращения права.
Администрация 19.04.2007 дополнительно представила в Управление распоряжение Теруправления от 02.12.2004 N 400-р, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.03.2007 в подтверждение прекращения деятельности Порта.
Уведомлением от 21.06.2007 N 03-11-5961 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права оперативного управления Администрации на спорное имущество на основании пункта 2 статьи 19, абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с наличием в ЕГРП записи о праве хозяйственного ведения Порта на квартиру, права на которую заявлены к регистрации; неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации, вследствие которых регистрация была приостановлена.
Администрация, считая отказ Управления незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацу 11 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Закона о государственной регистрации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права), ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество в силу статьи 2 Закона о государственной регистрации - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Из данного определения следует, что государственная регистрация производится в целях удостоверения существующих прав, но не является основанием возникновения, прекращения этих прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 3 названной статьи право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 49 названного Кодекса под правоспособностью юридического лица понимается возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности; правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Из представленных на государственную регистрацию документов усматривалось, что квартира из государственной собственности не выбывала; решением собственника, оформленным распоряжениями Теруправления, закреплена за Администрацией на праве оперативного управления. Кроме того, Администрация представила регистрирующему органу документы, подтверждающие прекращение деятельности Порта в связи с преобразованием в акционерное общество. Указанные документы в совокупности свидетельствуют о прекращении права хозяйственного ведения на спорное имущество у Порта ввиду прекращения его существования как субъекта права и о возникновении у заявителя на основании решения собственника в лице уполномоченного органа права оперативного управления имуществом.
При таких обстоятельствах у Управления не было оснований считать, что имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку юридическое лицо, исключенное из Единого государственного реестра юридических лиц, не может иметь гражданские права. Следовательно, предусмотренные статьей 20 Закона о государственной регистрации основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали. Необходимо также отметить, что ни Законом о государственной регистрации, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности", принятым в целях обеспечения оформления прав на это имущество, не определено, по заявлению какого органа или организации должна производиться государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения предприятия, исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц, в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением.
С учетом изложенного суд правомерно признал обжалуемый отказ незаконным и удовлетворил требования Администрации.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению по указанным выше мотивам.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи с чем данные судебные акты должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил;
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 по делу N А05-9492/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2008 г. N А05-9492/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника