Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 мая 2008 г. N А13-436/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Блиновой Л.В., Пастуховой M.B.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологодское авиационное предприятие" Киселевой И.Л. (доверенность от 18.01.08), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Михасик Ю.В. (доверенность от 23.04.08 N 03-13-01/2744) и Кокаревой Н.В. (доверенность от 24.04.08 N 03-04-01/2762),
рассмотрев 08.05.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.11.07 (судья Савенкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.08 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Бочкарева И.Н.) по делу N А13-436/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологодское авиационное предприятие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд. Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 09.01.07 N 67.
Решением от 02.11.07 суд первой инстанции частично удовлетворил заявление Общества.
Постановлением апелляционного суда от 04.02.08 решение суда от 02.11.07 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части удовлетворения требований заявителя по эпизоду занижения на 38 546 380 руб. налогооблагаемой прибыли за 2003-2005 годы. Податель жалобы считает, что бюджетные средства, выделенные Обществу на покрытие убытков, возникших в результате "незанятости кресел", подлежат включению в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая приведенные в ней доводы несостоятельными, просит оставить судебные акты без изменения
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.03 по 31.12.05, о чем составлен акт от 01.12.06 N 67.
В ходе проверки Инспекция в числе прочих нарушений установила, что при исчислении налога на прибыль за 2003-2005 годы Общество не включило в базу, облагаемую налогом на прибыль, денежные средства в сумме 43 384 100 руб., поступившие из бюджета во исполнение заключенных с правительством Вологодской области соглашений по обеспечению перевозок пассажиров и грузов на регулярных внутренних авиалиниях.
По мнению налогового органа, полученные Обществом бюджетные средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 НК РФ), поскольку предназначены для компенсации убытков, возникших в результате "незанятости кресел", применения регулируемых тарифов и предоставления льгот отдельным категориям граждан при оказании заявителем услуг по перевозке пассажиров на внутренних авиалиниях.
В связи с занижением Обществом на 43 384 100 руб. налогооблагаемой прибыли за 2003-2005 годы Инспекция решением от 09.01.07 N 67 доначислила ему налог на прибыль за 2003 и 2005 год, уменьшила убыток 2004 года, а также начислила соответствующие суммы пеней и штрафа.
Общество обжаловало решение налогового органа в этой части в судебном порядке.
Суд первой инстанции решением от 02.11.07 частично удовлетворил требования заявителя по данному эпизоду, указав на то, что денежные средства в сумме 38 546 380 руб., выделенные Обществу из бюджета на покрытие убытков, возникших в результате "незанятости кресел", не отвечают признакам дохода, поскольку не связаны с оплатой оказанных услуг. При этом суд признал обоснованным вывод Инспекции о том, что субвенции, выделенные Обществу на покрытие убытков в связи с применением регулируемых тарифов и льготных цен в сумме 4 765 820 руб., по своему экономическому содержанию являются частью платы, внесенной за получателей услуг третьими лицами, и должны учитываться в целях налогообложения прибыли.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, считает, что выводы судов в части удовлетворения требований Общества по спорному эпизоду основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, которые определяются в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль.
При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).
Как указано в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.05 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Из материалов дела следует, что правительством Вологодской области и Обществом (перевозчик) в 2003-2005 годах заключены соглашения по обеспечению перевозок пассажиров и грузов на регулярных внутренних авиалиниях. По условиям заключенных соглашений в обязанности перевозчика входит выполнение регулярных перевозок пассажиров, багажа и грузов на внутренних авиалиниях по утвержденным расписаниям и тарифам, согласованным с правительством Вологодской области; предоставление льгот по проезду отдельным категориям пассажиров в соответствии с действующим законодательством. Правительство Вологодской области, в свою очередь, обязуется выделять Обществу субвенции из областного бюджета на компенсацию убытков, связанных с перевозкой пассажиров на регулярных внутренних авиалиниях.
Фактически за 2003-2005 годы Обществу из областного бюджета выделено 43 384 100 руб. субвенций на покрытие убытков, возникших в результате "незанятости кресел", применения регулируемых тарифов и предоставления льгот отдельным категориям граждан.
По своему экономическому содержанию выделенные Обществу из бюджета денежные средства на компенсацию убытков как в связи с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот, так и в связи с "незанятостью кресел", являются возмещением не полученной от потребителей платы за оказанные услуги и подлежат включению в состав доходов при налогообложении прибыли.
Денежные средства, выделенные из бюджета на компенсацию убытков Общества в связи с "незанятостью кресел", как и средства, выделенные на компенсацию убытков в связи с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот, не отвечают предусмотренным пунктом 2 статьи 251 НК РФ критериям целевых поступлений из бюджета, поскольку не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели. Получатель использует эти средства по своему усмотрению и не обязан отчитываться об их расходовании.
При таких обстоятельствах ошибочным является вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что денежные средства в сумме 38 546 380 руб., полученные Обществом из бюджета на покрытие убытков, возникших в результате "незанятости кресел", по своей правовой природе отличаются от денежных средств, выделенных Обществу на покрытие убытков в связи с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот, относятся к целевым бюджетным средствам и не подлежат включению в налогооблагаемую прибыль.
С учетом изложенного кассационная коллегия считает, что судебные акты в части признания недействительным решения Инспекции от 09.01.07 N 67 по эпизоду неправомерного уменьшения Обществом на 38 546 380 руб. дохода при налогообложении прибыли подлежат отмене как основанные на неправильном толковании судами положений статьи 251 НК РФ (пункт 2).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.11.07 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.08 по делу N А13-436/2007 в части удовлетворения требований открытого акционерного общества "Вологодское авиационное предприятие" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области по эпизоду, связанному с занижением на 38 546 380 руб. налогооблагаемой прибыли за 2003-2005 годы, отменить.
В указанной части открытому акционерному обществу "Вологодское авиационное предприятие" в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вологодское авиационное предприятие" в доход бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.14 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Общество не включило в базу, облагаемую налогом на прибыль, денежные средства, поступившие из бюджета во исполнение заключенных с правительством области соглашений по обеспечению перевозок пассажиров и грузов на регулярных внутренних авиалиниях. На данном основании обществу доначислен налог на прибыль.
По мнению налогоплательщика, денежные средства, полученные обществом из бюджета на покрытие убытков, возникших в результате применения регулируемых тарифов, предоставления льгот, "незанятости кресел", в силу подп.14 п.1 ст.251 НК РФ относятся к целевым бюджетным средствам и не подлежат включению в налогооблагаемую прибыль.
Как указал суд, выделенные обществу из бюджета денежные средства на компенсацию убытков как в связи с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот, так и в связи с "незанятостью кресел", являются возмещением неполученной от потребителей платы за оказанные услуги и подлежат включению в состав доходов при налогообложении прибыли.
Указанные денежные средства не отвечают предусмотренным подп.14 п.1 ст.251 НК РФ критериям целевых поступлений из бюджета, поскольку не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, получатель использует эти средства по своему усмотрению и не обязан отчитываться об их расходовании.
Таким образом, налоговый орган правомерно доначислил налогоплательщику налог на прибыль.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. N А13-436/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника