Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2008 г. N А52-4764/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 22.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 23.01.2008 по делу N А52-4764/2007 (судья Циттель С.Г.),
установил:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 01.10.2007 N 12-10/6576, принятого по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
Решением от 23.01.2008 суд первой инстанции заявленные требования Управления удовлетворил.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении его требований. По мнению налогового органа, оспариваемое решение Инспекции является законным и обоснованным, поскольку в данном случае Управление получило от организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, денежные средства и не включило их в состав доходов при исчислении налога на прибыль организаций. При этом податель жалобы указывает на то, что бюджетному учреждению, созданному органами государственной власти Российской Федерации, на осуществление его деятельности могут быть направлены только бюджетные средства, а подпунктом 8 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрена передача бюджетного имущества, а не денежных средств, полученных от государственных унитарных предприятий.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако представители в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно акту от 04.07.2007 N 12-10/065 Инспекция провела выездную проверку соблюдения Управлением законодательства о налогах и сборах, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, в том числе налога на прибыль организаций за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, в ходе которой выявила нарушение налогоплательщиком положений пункта 1 статьи 248, пункта 8 статьи 250 и пунктов 1 и 2 статьи 321.1 НК РФ (том 1, листы дела 18-22).
В ходе проверки Инспекция установила, что Управление в налоговых декларациях по налогу на прибыль за 2004 - 2006 годы в налоговую базу не включило в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а также не отразило в разделе "Расчет налога на прибыль", денежные средства в сумме 10 566 000 руб., полученных налогоплательщиком от учреждений уголовно-исполнительной системы в размере 20% от чистой прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты обязательных платежей, в том числе: за 2004 год в сумме 4 223 000 руб., за 2005 год -4 447 000 руб. и за 2006 год - 1 896 000 руб.
Указанное нарушение, по мнению налогового органа, привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2004 - 2006 годы и как следствие - к неуплате 2 535 840 руб. названного налога с учетом ставки, действующей в проверенном периоде.
Принятым по результатам проверки решением от 01.10.2007 N 12-10/6576 (том 1, листы дела 28-38), Инспекция доначислила Управлению 2 535 840 руб. налога на прибыль, в том числе: 1 013 520 руб. за 2004 год; 1 067 280 руб. за 2005 год и 455 040 руб. за 2006 год, начислила к уплате 604 578 руб. 44 коп. пеней и привлекла его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 507 168 руб. штрафа, предложив налогоплательщику в установленный срок уплатить названные суммы недоимки, пеней и штрафа, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Посчитав решение налогового органа незаконным, Управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой.
К доходам в целях главы 25 этого же Кодекса (пункт 1 статьи 248 НК РФ) относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса с учетом положений указанной главы;
2) внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2005 N 26 утверждено Положение о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.3 названного Положения учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, в соответствии с выбранной и утвержденной отчетной политикой для целей бухгалтерского учета и налогообложения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации по уплате в бюджет начисленного налога на прибыль, перечисляют в фонды денежные средства в размере до 30% от фактической прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после обязательных расчетов с бюджетом, из которых треть перечисляется в Главное управление исполнения наказаний (далее - ГУИН) Министерства юстиции Российской Федерации, а оставшаяся часть - в распоряжение соответствующих территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Суммы, подлежащие перечислению в фонды, уточняются по данным квартального отчета.
Согласно пункту 4.2 Положения средства фондов расходуются на основании ежегодно разрабатываемых экспертной комиссией ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации и территориальными органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и утверждаемых руководством ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, соответственно, смет доходов и расходов фондов.
Более того, приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 15.03.2005 N 99 "Об оказании финансовой помощи" (том 1, листы дела 70-72) предусмотрено, что источниками формирования средств (фондов) территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации являются доходы от деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и прибыль предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством.
Лицевой счет Управлению по учету и использованию спорных средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, открыт в установленном порядке в разрешения органов Министерства юстиции, Министерства финансов и Федерального казначейства Российской Федерации (том 1, листы дела 73-81, 107-109).
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что в бухгалтерском отчете Управления за 2004 - 2006 годы по бюджетному учету все поступившие денежные средства в специальный фонд отражены как целевые поступления, израсходованные на содержание бюджетной сферы учреждений Управления в соответствии с ежегодно утвержденными ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации сметами доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В данном случае перечисленные спорные средства зачислялись на лицевой счет Управления по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в Управлении федерального.
В силу статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ (пункт 8).
В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В соответствии с пунктом 2 названной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ).
Как видно из материалов дела, Управление является бюджетным учреждением и в соответствии с пунктом 6 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 14.03.2005 N 82 (с изменениями и дополнениями от 24.04.2005 N 302, том 1, листы дела 42-61) в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" и в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.
Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 % после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.
казначейства Псковской области, в соответствии с генеральными разрешениями от 25.10.2001 N 18/17-685 (пункт 1) и от 19.04.2005 N 10/1-713 (пункт 14; том 1, листы дела 75-78).
На основании протоколов экспертной комиссии Управления и распоряжений Управления установлено, что за счет отчислений в размере 20% от чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий, входящих в систему Управления, в рассматриваемый период проводились зачеты взаимных требований по спорной сумме средств.
Как установило суд первой инстанции на основании материалов дела и данных территориального органа Федерального казначейства, в проверенный период фактов нецелевого использования денежных средств, перечисленных в специальный фонд, несоответствия произведенных зачетов целям, на которые могут быть израсходованы средства специального фонда, не выявлено; в бухгалтерском учете Управления велся раздельный учет операций по бюджетным средствам, полученным за счет внебюджетного источника, и составлялся отдельный баланс (том 1, лист дела 32; том 2, листы дела 28-33).
Поступившие во внебюджетный фонд денежные средства израсходованы заявителем в соответствии с утвержденными сводными сметами доходов и расходов по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности на 2004 - 2006 годы, что подтверждается справками о начислении и перечислении средств в централизованный фонд УИН и справкой по расходованию денежных средств (том 1, листы дела 86-88).
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что денежные средства, перечисленные учреждениями уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации во внебюджетный фонд и поступившие в соответствии с пунктом 3.3 Положения в распоряжение Управления, относятся к целевым поступлениям, которые не учитываются для целей налогообложения прибыли. Спорные денежные средства перечислены учреждениями на счет Управления после уплаты ими налога на прибыль организаций.
При принятии решения суд первой инстанции сослался на положения подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Действительно, статьей 251 НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. Согласно подпункту 8 пункта 1 названной статьи при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
Вместе с тем, Управление в своем учете правильно отразило полученные денежные средства как целевые поступления, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области, рассматривая жалобу Управления на решение Инспекции от 01.10.2007 N 12-10/6576, также сослалось на применение положений пункта 2 статьи 251 НК РФ в данном случае (том 1, листы дела 130-133).
В данном случае ссылка суда первой инстанции на то, что спорные средства отвечают требованиям подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ и получены бюджетным учреждением по решению органов исполнительной власти, является ошибочной, однако это не привело к принятию неправильного решения.
Следует также отметить, что с 01.01.2008 действует новая редакция пункта 2 статьи 251 НК РФ, которая подробно регламентирует порядок учета целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. К ним - относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ).
Инспекции предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе, в связи с чем в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при отказе в удовлетворении жалобы с Инспекции необходимо взыскать 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23.01.2008 по делу N А52-4764/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2008 г. N А52-4764/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника