Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 мая 2008 г. N А05-7294/2007
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева СВ., судей Марьянковой Н.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ООО "Судоходная компания "Арктикрейд" Красавцева Д.А. , (доверенность от 12.05.2008), от Службы военных сообщений Ленинградского военного округа Министерства обороны РФ Тетельбаума В.И. (доверенность от 05.02.2008), от ГП "Финансово-экономическое управление Ленинградского военного округа" Свистунова В.В. (доверенность от 02.04.2008), от Управления военных сообщений на Северном морском и речном бассейнах Атрохина А.В. (доверенность от 16.05.2008),
рассмотрев 19.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Арктикрейд" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2007 по делу N А05-7294/2007 (судья Бунькова Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Арктикрейд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Службе военных сообщений Ленинградского военного округа ЛенВО (далее - Служба ВС ЛенВО) и государственному предприятию "Финансово-экономическое управление Ленинградского военного округа" (далее - ГП "ФЭУ ЛенВО") о взыскании 417 478,1 руб. задолженности по оплате услуг, оказанных по государственному контракту на выполнение воинских морских перевозок от 19.04.2006 (далее - контракт).
Определением от 30.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление военных сообщений на Северном морском и речном бассейнах (далее - Северное управление ВС).
Определением от 20.09.2007 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего ответчика привлечен Ленинградский военный округ Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЛенВО).
Определением от 18.10.2007 по ходатайству истца в порядке статьи 47 АПК РФ произведена замена ЛенВО на федеральное государственное учреждение "Управление Ленинградского военного округа" (далее - ФГУ "Управление ЛенВО").
Решением от 25.12.2007, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, со Службы ВС ЛенВО в пользу Общества взыскано 417 478,1 руб. долга и 9 849,56 руб. судебных расходов; в удовлетворении иска к другим ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что ГП "ФЭУ ЛенВО" является плательщиком по контракту, просит названное решение отменить в части отказа в удовлетворении иска к этому ответчику и принять по делу новое решение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, указав дополнительно на то, что Служба ВС ЛенВО не является надлежащим ответчиком, так как не обладает статусом юридического лица.
Представители Службы ВС ЛенВО и ГП "ФЭУ ЛенВО" возразили против удовлетворения кассационной жалобы и просили решение отменить, заявив о том, что Служба ВС ЛенВО является структурным подразделением ФГУ "Управление ЛенВО" и не обладает статусом юридического лица, а материалами дела не подтверждено, что перевозки истцом осуществлялись в интересах ФГУ "Управление ЛенВО".
Представитель Северного управления ВС поддержал кассационную жалобу.
ФГУ "Управление ЛенВО" надлежаще извещено о месте и времени слушания дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного открытого конкурса на размещение заказа на оказание услуг по выполнению для ЛенВО в навигацию 2006 г. морских перевозок воинских грузов между Обществом (исполнитель), Службой ВС ЛенВО (заказчик) в лице его начальника, действующего по доверенности командующего войсками ЛенВО, и ГП "ФЭУ ЛенВО" (плательщик) заключен контракт, согласно пунктам 3.1, 3.2 и 4.2 которого первое обязалось доставить вверенный ему вторым груз в суммарном объеме 70,5 тонн в названные в контракте порты (пункты), выдать его грузополучателю, указанному в документах на груз, принятых на морском транспорте, и обеспечить выполнение транспортных услуг, а третий - оплатить стоимость перевозки грузов, транспортной услуги по счетам исполнителя в соответствии с условиями и по ставкам, указанным в пункте 2.1 контракта.
Пунктом 2.2 контракта предусмотрена ориентировочная сумма контракта 222 371 руб.
Согласно пункту 3.2.1 контракта по дополнительной заявке заказчика исполнитель может осуществлять перевозку грузов, не указанных в начальной заявке, на взаимосогласованных условиях по объемам, срокам и направлениям перевозок. Существенные изменения объемов перевозимого груза, требующие выполнения внеплановых рейсов, устанавливаются дополнительным соглашением к контракту.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта расчеты производятся в следующем порядке: авансовый платеж (предоплата) в размере 20% от суммы контракта (пункт 2.2 контракта) за 3 дня до начала погрузки; промежуточные платежи - по окончании каждого рейса, при условии превышения задолженности заказчика по отношению к произведенной первоначальной предоплате; окончательный расчет - в течение месяца по окончании последнего рейса с даты и выставления счета.
Пунктами 4.7 и 4.8 контракта предусмотрено, что окончательный расчет за выполненные перевозки, оказанные услуги в навигацию производится ГП "ФЭУ ЛенВО" по окончании аренды по счетам исполнителя в течение 30 банковских дней со дня выставления счетов для оплаты. Изменения цен оформляются дополнительным соглашением сторон.
В процессе исполнения обязательств по контракту истец осуществил перевозку грузов на сумму 631 530,1 руб. и предъявил ГП "ФЭУ ЛенВО" к оплате счета-фактуры на названную сумму, из которой последнее платежным поручением от 14.11.2006 N 545 перечислило истцу 214 052 руб.
Ссылаясь на оплату услуг по перевозке груза не в полном объеме, отклонение ответчиками претензий, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд, удовлетворяя исковые требования Общества, предъявленные к Службе ВС ЛенВО, и отказывая в иске к другим ответчикам, указал на то, что перевозка на сумму 417 478,1 руб., не предусмотренная контрактом, фактически осуществлялась в интересах заказчика - Службы ВС ЛенВО.
Суд кассационной инстанции не может признать данное решение правильным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Как видно из материалов дела (л.д. 109), сведения о Службе ВС ЛенВО в Едином государственном реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) отсутствуют. Судом положение о Службе ВС ЛенВО не обозревалось, вопрос о том, обладает ли она признаками юридического лица, не исследовался.
В случае подтверждения факта отсутствия у Службы ВС ЛенВО статуса юридического лица, производство по делу в части исковых требований, заявленных к ней, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.
Из содержания контракта усматривается, что заказчиком услуг по выполнению для ЛенВО морских перевозок воинских грузов выступает не Служба ВС ЛенВО, а ЛенВО в лице командующего войсками ЛенВО.
В силу пунктов 6 и 12 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 901, управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, который возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ управление ЛенВО зарегистрировано в качестве юридического лица - ФГУ "Управление ЛенВО".
Следовательно, именно ФГУ "Управление ЛенВО" выступало заказчиком оказываемых истцом и предусмотренных контрактом услуг по перевозке.
Вопрос о том, осуществлялись ли Обществом перевозки воинских грузов сверх объемов, предусмотренных контрактом, для ФГУ "Управление ЛенВО", судом не исследовался.
При таких обстоятельствах нельзя признать правильным решение суда в части отказа в иске к ФГУ "Управление ЛенВО".
Кроме того, следует отметить, что по настоящему делу в качестве третьего лица привлечено Северное управление ВС, однако данные о том, что оно обладает статусом юридического лица, в материалах дела отсутствуют.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, оно подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит установить, обладают ли Служба ВС ЛенВО и Северное управление ВС статусом юридического лица; с учетом собранных по делу и вновь представленных сторонами доказательств установить надлежащего ответчика (ответчиков) по делу; при принятии решения по делу распределить судебные расходы, в том числе и понесенные истцом при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2007 по делу N А05-7294/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Н.В. Марьянкова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2008 г. N А05-7294/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника