Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2008 г. N А42-1197/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.
рассмотрев 19.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2007 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008 (судьи Кашина Т.А., Мельникова Н.А, Старовойтова О.Р.) по делу N А42-1197/2007,
установил:
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 2 313 кв. м, находящегося по адресу: Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 44, и об обязании Комитета подготовить проект постановления о предоставлении данного земельного участка заявителю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата", Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области, индивидуальный предприниматель Тимофеева Галина Ивановна.
Решением от 19.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 07.02.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что правовое регулирование оформления прав на спорный земельный участок не ограничивается статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации; исключительное право на землюдля органов государственной власти определено статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации; в настоящее время участок используется не по назначению; Управлению принадлежит большая часть здания, оно является балансодержателем всех инженерных сетей, и, не обладая законным правом на земельный участок, лишается возможности осуществлять на нем хозяйственную деятельность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области от 27.01.2006 N 15 часть здания (нежилые помещения), находящегося по адресу: Мурманск, ул. Полярные Зори, 44 (1, 3, 4, 5 этажи и подвал), передана Управлению в оперативное управление.
Предприниматель Тимофеева Г.И. на основании договоров купли-продажи от 28.08.2002 N 44/А1 и от 20.12.2002 N 52-49-1077 является собственником нежилых помещений общей площадью 655,2 кв. метра, расположенных на 2 этаже указанного здания.
Между Комитетом и предпринимателем Тимофеевой Г.И заключен договор от 01.12.2003 N 8098 аренды земельного участка под упомянутым зданием.
Управление 18.09.2006 и 09.11.2006 обратилось в адрес Комитета с заявлениями о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 2 313 кв. м, на котором расположены принадлежащие Управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования нежилые помещения.
Отказ Комитета явился основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый отказ не противоречит закону и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с частью третьей статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
Таким образом, Земельный кодекс, хоть и предусматривает возможность нахождения у органов государственной власти земельных участков на правепостоянного (бессрочного) пользования, но в случаях, установленных специальными нормами, в частности частью третьей статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагает возможность осуществления права ограниченного пользования земельным участком. Управление по организационно-правовой форме является органом государственной власти. Вторичные объекты недвижимости, расположенные в здании, где находятся объекты, принадлежащие другому собственнику, принадлежат Управлению на праве оперативного управления. Поскольку земельный участок, необходимый для использования здания, сформирован, и находится на праве аренды у второго собственника вторичных объектов недвижимости в здании, Комитет правомерно отказал в удовлетворении заявления Управления о предоставлении ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, который накладывается на арендованный земельный участок.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит, что при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют материалам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой и постановления апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2008 по делу N А42-1197/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2008 г. N А42-1197/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника