Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июня 2008 г. N А56-10484/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Ефимовой Н.А. (доверенность от 22.01.2008), Кузнецовой А.В. (доверенность от 29.12.2007); от государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "2001 отделение Морской инженерной службы" начальника Цуприяна А.В. (приказ от 10.07.2007 N 119), Рухленко B.C. (доверенность от 01.10.2007),
рассмотрев 03.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (судьи Мельникова Н.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-10484/2007,
установил:
Государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "2001 отделение Морской инженерной службы" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) от 29.03. 2007 N 106-р.
Решением от 25.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе КУГИ просит решение от 25.10.2007 и постановление от 21.02.2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, на момент издания оспариваемого распоряжения оформление передачи в собственность субъекта Российской Федерации зданий социально-бытового назначения как объектов федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий и не подлежащих приватизации в общем порядке, должно было осуществляться в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, то есть на основании перечней объектов, разработанных соответствующим комитетом по управлению имуществом субъекта Российской Федерации и направленных в Правительство Российской Федерации для принятия решения о передаче; право собственности на переданные в собственность субъекта Российской Федерации объекты возникает либо с момента принятия решения Правительством Российской Федерации, либо по истечении трехмесячного срока с момента регистрации перечня в федеральном органе государственной власти, осуществляющем полномочия собственника. Указанный порядок в отношении спорных объектов, являющихся федеральной собственностью, соблюден не был.
КУГИ считает, что возложение на Санкт-Петербург обязанности принять непригодные для проживания объекты ведомственного жилищного фонда существенно нарушает имущественные интересы города, поскольку непосредственно влечет необходимость решения Санкт-Петербургом вопросов по расселению проживающих в домах граждан и капитальному ремонту принятых домов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель КУГИ подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано до 1 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городов, не имеющих органов самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 года N 1131 установлено, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность могут передаваться находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в том числе жилищный фонд (социального использования), инженерные сооружения и коммуникации и прочие объекты. Согласно пункту 2 Постановления перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
Распоряжением КУГИ от 28.05.2004 N 368-р утвержден перечень объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности и в ведении организаций Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Санкт-Петербурга и передаваемых в государственную собственность Санкт-Петербурга (приложения N 1-3 к распоряжению).
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) от 23.03.2006 N 521-р "О передаче объектов 2001 отделения морской инженерной службы в государственную собственность Санкт-Петербурга" изъяты из оперативного управления Учреждения объекты жилищно-коммунального хозяйства, относящиеся к федеральной собственности согласно прилагаемому перечню; утвержден перечень передаваемых в государственную собственность Санкт-Петербурга объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в г. Ломоносове (Санкт-Петербург); имущество, указанное в названном перечне, передано в государственную собственность Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 4 распоряжения правительству Санкт-Петербурга совместно с Учреждением в срок до 30.05.2006 надлежало оформить передачу в государственную собственность Санкт-Петербурга имущество, указанное в прилагаемом перечне.
Во исполнение распоряжения ФАУФИ от 23.03.2006 КУГИ принял распоряжение от 27.06.2006 года N 193-р "О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства 2001 ОМИС в государственную собственность Санкт-Петербурга", согласно которому в государственную собственность Санкт-Петербурга приняты объекты жилищно-коммунального хозяйства, находившиеся у Учреждения на праве оперативного управления, согласно приложению, которое соответствует перечню объектов, утвержденному распоряжением ФАУФИ от 23.03.2006 N 521-р.
Оспариваемым распоряжением от 29.03.2007 N 106-р КУГИ исключил из приложения к распоряжению КУГИ от 27.06.2006 N 193-р ряд жилых домов в связи с их аварийностью и ветхостью.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что оспариваемое распоряжение КУГИ от 29.03.2007 противоречит порядку передачи находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, а также распоряжению ФАУФИ от 23.03.2006, которым имущество изъято из оперативного управления Учреждения и передано в государственную собственность Санкт-Петербурга, и нарушает права Учреждения, поскольку согласно пункту 4 распоряжения ФАУФИ от 23.03.2006 передача имущества должна быть завершена в срок до 30.05.2006.
Доводы КУГИ о большом износе спорных объектов не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не влияют на установленный порядок передачи спорных объектов.
При таком положении решение от 25.10.2007 и постановление апелляционной инстанции от 21.02.2008 отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А56-10484/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2008 г. N А56-10484/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника