Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июня 2008 г. N А56-48346/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 января 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой M.B., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Арсенал" Буленковой М.В. (доверенность от 05.09.2007 N 190/239-178-115), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Тотока В.А. (доверенность 13.04.2007),
рассмотрев 03.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2008 по делу N А56-48346/2007 (судья Цурбина С.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Арсенал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция), выразившихся в отказе возвратить излишне взысканные 25 042 689 руб. 79 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и об обязании Инспекции возвратить налогоплательщику из бюджета указанную сумму пеней с начисленными на эту сумму процентами в размере 3 215 305 руб. 23 коп. в порядке, установленном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решением суда от 25.01.2008 требования Общества удовлетворены.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 25.01.2008 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция 14.08.2006 направила в адрес Общества требование N 234 об уплате в срок до 16.08.2006 имеющейся у него задолженности по уплате 32 258 900 руб. 36 коп. пеней, начисленных по НДС.
Общество требование не исполнило, поэтому налоговый орган принял решения от 17.08.2006 N 139-149 и от 25.08.2006 N 152 о зачете имеющейся у заявителя переплаты сумм НДС в размере 25 042 689 руб. 76 коп. в счет погашения задолженности по пеням.
Общество, считая данное требование налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2007 по делу N А56-35834/2006 требование Инспекции от 14.08.2006 N 234 признано недействительным. Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела N А56-35834/2006 установили недоказанность Инспекцией наличия у Общества задолженности по пеням в размере 32 258 900 руб. 36 коп.
Суд первой инстанции в решении по настоящему делу правомерно указал, что названные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий налогового органа по проведению зачетов на основании принятых ею решений от 17.08.2006 N 139-149 и от 25.08.2006 N 152, а спорная сумма денежных средств является излишне взысканной и подлежит возврату заявителю в соответствии с требованиями статьи 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Реализация этого права налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечена соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Как указано в пункте 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что у Общества имелась сумма излишне уплаченных налогов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
В пункте 5 статьи 78 НК РФ налоговым органам предоставлено право самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных налогов в случае наличия у налогоплательщика недоимки по тому же налогу или другим налогам, направляемым в тот же бюджет.
Исходя из положений статьи 11 НК РФ, недоимкой признается не исполненная налогоплательщиком в установленный срок обязанность по уплате налога и пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пеней является основанием для направления налоговым органом предусмотренного статьей 69 Кодекса требования об их уплате. Требование об уплате налога (пеней) - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (недоимки), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Из положений статей 69, 70, 46, 47 и 76 НК РФ следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, обеспечена такими мерами государственного принуждения, как обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по счетам в банке.
То есть выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление налогоплательщиком денежных средств в его исполнение (в том числе путем проведения налоговым органом зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты по налогам) не может рассматриваться как добровольное исполнение обязанностей по уплате налога и пеней. Поэтому под взысканной суммой налога (пеней) следует понимать сумму, в отношении которой налоговым органом применены меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога (пеней).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.12.2005 N 503-О, положения абзаца первого пункта 4 статьи 79 НК РФ предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Признание недействительным требования налогового органа об уплате задолженности по пеням, в счет погашения которой налоговый орган направил имевшуюся у Общества сумму переплаты налога, свидетельствует о незаконности проведенного Инспекцией зачета.
Кассационная инстанция считает, что поскольку налоговый орган не доказал наличие у Общества задолженности по пеням, спорная сумма, зачтенная Инспекцией по решениям от 17.08.2006 N 139-149 и от 25.08.2006 N 152, обоснованно признана судом излишне взысканной и подлежащей возврату налогоплательщику на основании статьи 79 НК РФ.
Статьей 79 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Указанные положения применяются и в отношении пеней.
Пунктом 5 статьи 79 НК РФ установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, признал, что размер процентов заявлен в соответствии с надлежащим расчетом и составляет 3 215 305 руб. 23 коп.
Выводы суда подтверждены материалами дела, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для их переоценки с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановъил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2008 по делу N А56-48346/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2008 г. N А56-48346/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника