Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июня 2008 г. N А42-5160/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 23.06.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.11.2007 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 (судьи Горбачева О.Б., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А42-5160/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лувве" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 20.08.2007 N 10591 в части доначисления: 10 099 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2004 - 2005 годы, начисления 3 784 руб. пеней и 2 020 руб. штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); доначисления 50 736 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) в ФСС РФ за 2005 год, начисления 8 006 руб. пеней и 20 294 руб. штрафа по пункту 3 статьи 122 НК РФ.
Решением суда от 15.11.2007 требования заявителя удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2008 решение суда от 15.11.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несогласие с выводами судов.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах: за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 по НДФЛ; за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 по ЕСН; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2005; соблюдения формы, полноты и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам и об удержанных суммах налога за 2004 - 2005 годы, о чем составила акт от 16.07.2007 N 268.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган вынес решение от 20.08.2007 N 10591 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 2 020 руб. за неправомерное неперечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет; по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 294 руб. за неуплату ЕСН в ФСС РФ в результате занижения налоговой базы. Этим решением обществу также предложено уплатить недоимку по ЕСН в ФСС РФ в размере 50 736 руб., неудержанный НДФЛ в сумме 10 099 руб. (5 102 руб. за 2004 год и 4 997 руб. за 2005 год), а также 3 828 руб. пеней по НДФЛ; 8 008 руб. пеней по ЕСН в ФСС РФ, и соответствующие штрафы.
Основанием для вынесения данного решения послужили выводы инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы по НДФЛ, поскольку не подтверждены документально производственный характер переговоров по мобильной связи работников, а также их экономическая обоснованность; заключение договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, прямо предусмотренных производственным процессом, неправомерно, так как договоры, заключенные на длительный период, с условием подчинения работников внутреннему трудовому распорядку фактически являются трудовыми.
Общество не согласилось с решением инспекции в указанной части и оспорило его в арбитражный суд.
Суды обоснованно удовлетворили требования заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ налогообложению не подлежат все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Как установлено судами, мобильные средства связи (с указанием конкретных телефонных номеров), принадлежащие обществу, в целях оперативности решения производственных вопросов, закрепляются за конкретными работниками общества. Договоры телефонных номеров с операторами мобильной связи заключены непосредственно обществом. Факты оплаты обществом услуг мобильной связи и закрепления мобильных телефонов за работниками общества подтверждены первичными документами, приказами.
Налоговый орган в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил доказательств использования работниками общества мобильной связи в личных целях, не связанных с производственной деятельностью заявителя.
Обоснованным является вывод судов о том, что денежные средства полученные Жарких И.А. и Жарких А.В. за переговоры по мобильной связи носят компенсационный характер, и у налогового органа отсутствовали основания для доначисления обществу 10 099 руб. НДФЛ, начисления соответствующих пеней и штрафа по статье 123 НК РФ.
У кассационной инстанции нет оснований для переоценки фактических обстоятельств дела и изменения выводов судов в силу статьи 286 АПК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В силу пункта 1 статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков (организаций, производящих выплаты физическим лицам) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 238 НК РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Как установлено судебными инстанциями, общество в проверяемый период заключало договоры подряда с физическими лицами на выполнение работ. Выполняемые физическими лицами работы по условиям этих договоров соответствуют составу деятельности по строительству зданий и сооружений, указанных в лицензиях, имеющихся у общества.
Суды, оценив договоры, пришли к выводу о том, что они по своей природе являются гражданско-правовыми, и налоговый орган необоснованно расценил их как трудовые договоры.
У кассационной инстанции нет оснований для изменения вывода судов.
Включение в налоговую базу по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования, сумм, выплаченных обществом в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера не предусмотрено НК РФ.
Довод налогового о том, что заключение договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, прямо предусмотренных производственным процессом, а также о том, что договоры, заключенные на длительный период, должны признаваться трудовыми, обоснованно не приняты во внимание судами.
При указанных обстоятельствах у инспекции не было оснований для начисления 8 006 руб. пеней по ЕСН и привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20 294 руб.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем нет оснований для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 по делу N А42-5160/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.3 ст.217 НК РФ налогообложению не подлежат все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
По мнению ИФНС, налогоплательщик занизил налоговую базу по НДФЛ, поскольку не подтвердил документально производственный характер переговоров по мобильной связи работников, а также их экономическую обоснованность.
В силу п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.
Как установил суд, мобильные средства связи (с указанием конкретных телефонных номеров), принадлежащие налогоплательщику, в целях оперативности решения производственных вопросов, закрепляются за конкретными работниками общества.
Договоры телефонных номеров с операторами мобильной связи заключены непосредственно обществом.
Факты оплаты обществом услуг мобильной связи и закрепления мобильных телефонов за работниками общества подтверждены первичными документами, приказами.
Вместе с тем, ИФНС не представила доказательств использования работниками общества мобильной связи в личных целях, не связанных с производственной деятельностью заявителя.
На основании изложенного суд признал неправомерным включение ИФНС в налоговую базу для исчисления НДФЛ стоимости переговоров по мобильной связи, доначисление НДФЛ и пени, а также привлечение налогоплательщика к ответственности за его неуплату.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2008 г. N А42-5160/2007
Текст постановления Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационн-правовом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника