Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июля 2008 г. N А05-11517/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Константинова П.Ю. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 15.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.02.2008 по делу N А05-11517/2007 (судья Шашков А.Х.),
установил:
Государственное унитарное предприятие Архангельской области "Фармация" (далее - ГУП "Фармация") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Город Архангельск" (далее - МО "Город Архангельск") о признании недействительным зарегистрированного права собственности МО "Город Архангельск" на помещения аптеки общей площадью 803,2 кв. м, расположенные "а первом этаже здания по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 95, кадастровый номер 29:22:000000:0000:11:401:001 Ю02141410:0000:20003.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Департамент по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области и Департамент здравоохранения Администрации Архангельской области.
Решением от 26.02.2008 в иске отказано.
В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе ГУП "Фармация" просит отменить решение от 26.02.2008, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, спорные помещения необоснованно внесены в реестр муниципальной собственности, поскольку как объект здравоохранения, входящий в состав имущества предприятия (производственного объединения "Фармация"), в силу пункта 7 приложения N 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) они относились к федеральной собственности и в установленном порядке переданы в государственную собственность Архангельской области; аптеки не относятся к объектам социально-культурного и бытового назначения, поэтому не имеет значения, строились ли спорные помещения за счет 5- и 7-процентных отчислений, что ответчиком и не доказано; заинтересованность истца в оспаривании зарегистрированного права МО "Город Архангельск" подтверждается тем, что ГУП "Фармация" имеет право на использование спорных помещений, находящихся в его хозяйственном ведении, безвозмездно, а не на условиях аренды.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Архангельского областного Совета народных депутатов от 06.10.1988 N 112 областное аптечное управление областного исполкома реорганизовано в производственное объединение "Фармация" с подчинением его отделу здравоохранения областного исполкома.
Приказом областного отдела здравоохранения Исполкома Архангельского областного совета от 15.11.1988 N 508-0 на базе аптечных учреждений области и аппарата аптечного управления образовано производственное объединение "Фармация", в состав которого входит областной аптечный склад; утвержден устав объединения.
Постановлением главы администрации Архангельской, области от 27.12.1991 N 101 производственное объединение "Фармация" реорганизовано в государственное торгово-производственное предприятие "Фармация", в его распоряжении оставлены денежные, материальные средства и имущество в соответствии с балансом по состоянию на 01.10.1991, служебные и иные здания упраздненного объединения. Устав предприятия зарегистрирован 15.01.1992.
Решением Малого совета Архангельского областного Совета народных депутатов от 15.07.1992 N 134 утвержден перечень объектов, передаваемых в государственную собственность Архангельской области и не отнесенных к федеральной либо муниципальной собственности в соответствии с приложениями N 1, 2, 3 к Постановлению N 3020-1. В указанный перечень включено производственное объединение "Фармация", расположенное по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 10, без расшифровки входящих в состав объединения объектов.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19.04.1993 N 347 в государственную собственность Архангельской области переданы государственные предприятия и организации, расположенные на территории области, и государственное имущество, находящееся в пользовании арендных и малых предприятий, согласно приложениям, в том числе производственное объединение "Фармация" и оптовое предприятие "Фармация" (ранее - областной аптечный склад).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за МО "Город Архангельск" зарегистрировано право собственности на нежилые помещения, площадью 803,2 кв. м, расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 95.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области от 24.10.2005 зарегистрирована новая редакция устава ГУП "Фармация". Приложениями к уставу являются перечни объектов недвижимого имущества, переданных в уставный фонд и в хозяйственное ведение предприятия, в которые спорные помещения не включены.
ГУП "Фармация", считая, что спорные помещения являются государственной собственностью Архангельской области и находятся в его хозяйственном ведении, а право муниципальной собственности МО "Город Архангельск" зарегистрировано необоснованно, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. По смыслу названной статьи в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации. Лицо, оспаривающее чужое зарегистрированное право, должно подтвердить собственную заинтересованность в предъявлении такого требования, обоснованность своих притязаний на спорное имущество.
ГУП "Фармация", оспаривая зарегистрированное право муниципальной собственности, полагает, что помещения аптеки в составе имущества производственного объединения "Фармация" были переданы в государственную собственность Архангельской области и как имущество, используемое предприятием в своей уставной деятельности, находятся у него в хозяйственном ведении.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что истец не доказал нарушения "оспариваемым зарегистрированным правом своих прав и законных интересов.
При определении принадлежности имущества Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию следует руководствоваться Постановлением N 3020-1 и приложениями N 1, 2, 3 к нему.
Согласно пункту 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 2, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 7 приложения N 2 к данному постановлению к таким объектам относятся учреждения здравоохранения, кроме указанных в приложении N 3 (не входящие в состав имущества предприятий).
Согласно пунктам 1, 2 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; объекты государственной собственности, находящиеся в ведении государственных органов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов, в том числе учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорные помещения находились на балансе жилищно-эксплуатационных предприятий города, использовались правопредшественниками ГУП "Фармация" на основании договоров аренды. На момент принятия постановления Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 19.04.1993 N 347 помещения также находились в ведении и на балансе жилищно-коммунального предприятия, использовались истцом возмездно на основании договора аренды, в связи с чем не могли быть переданы в составе имущества производственного объединения "Фармация" в областную собственность. Приложениями к уставу ГУП "Фармация" являются перечни объектов недвижимости, переданных в хозяйственное ведение предприятия и в его уставный фонд, в которых спорный объект не значится.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.02.2008 по делу N А05-11517/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Архангельской области "Фармация" -без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г. N А05-11517/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника