Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июля 2008 г. N А56-29278/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бриз" Зеленковой Э.В. (доверенность от 18.03.08), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Поляковой Е.А. (доверенность от 01.04.08 N 03-08-02/09398),
рассмотрев 03-10.07.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.08 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.08 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.) по делу N А56-29278/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившихся в списании со счета Общества 10 638 430 руб. переплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС);
о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в невозврате на расчетный счет Общества 10 400 000 руб. излишне уплаченного НДС и непроведении зачета 52 050 руб. излишне уплаченного налога в счет имеющейся у него недоимки;
об обязании налогового органа из имеющейся у Общества переплаты НДС возвратить 10 400 000 руб. налога на расчетный счет и зачесть 52 050 руб. налога в счет недоимки.
Решением суда первой инстанции от 12.02.08, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.08, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное исследование судами обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы считает, что действия налогового органа по списанию в бюджет 10 638 430 руб. переплаты НДС не нарушают интересы налогоплательщика, который в силу пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) утратил право на возврат данной суммы из бюджета.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.07.08 по инициативе суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 10.07.08. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество в период с 2001 по 2004 годы осуществляло деятельность, связанную с импортом товаров, в связи с чем у него возникло право на возмещение из бюджета НДС, уплаченного таможенным органам.
Налог, подлежащий возмещению на основании представленных Обществом деклараций по внутреннему рынку, направлялся налоговым органом на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов.
Обществом совместно с Инспекцией составлен акт сверки расчетов от 27.09.04 N 6860, согласно которому у налогоплательщика по состоянию на! 27.09.04 имеется 19 394 975 руб. 98 коп. переплаты НДС.
По заявлению Общества от 30.09.04 N 26/09 Инспекция платежным поручением от 26.10.04 N 388 возвратила на его расчетный счет 8 107 930 руб. излишне уплаченного налога.
Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 09.08.06 N 22330 о возврате на его расчетный счет 11 230 629 руб. переплаты НДС.
Письмом от 28.08.06 Инспекция отказала налогоплательщику в возврате налога, ссылаясь на имеющуюся у него задолженность по налогу, пеням" и штрафным санкциям, доначисленным решением от 01.06.06 N 19/3203535, принятым по результатам выездной налоговой проверки.
Общество обжаловало решение Инспекции от 01.06.06 N 19/3203535 в арбитражный суд (дело N А56-37163/2006). С учетом вступившего в законную силу решения суда по делу N А56-37163/2006 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 21.08.07 N 22/08 о зачете 304 175 руб. НДС, в счет имеющейся у него переплаты налога (10 890 555 руб.).
Письмом от 05.09.07 N 69-08-03/18715 Инспекция сообщила заявителю том, что путем проведенного зачета погашена недоимка по'' НДС в сумме 252 125 руб.
С заявлениями о возврате переплаты НДС на расчетный счет Общество обращалось в налоговый орган 17.07.07 (N 1/07 на сумму 1 381 119 руб. НДС) и 15.08.07 (N 08/02 на сумму 10 400 000 руб. НДС). Инспекция письмами от 15.08.07 N 09-08-03/17663 и от 27.09.07 N 09-08-03/20455 уведомила Общество о том, что налоговым органом произведено списание в бюджет 10 638 430 руб. переплаты НДС, числящейся по карточке лицевого счета налогоплательщика и невостребованной им в течение трех лет.
Заявитель обжаловал в судебном порядке действия Инспекции по списанию 10 638 430 руб. НДС и бездействие, выразившееся в невозврате на расчетный счет 10 400 000 руб. переплаты НДС и непроведении зачета 52 050 руб. НДС в счет погашения недоимки (разница между суммой налога, заявленной к зачету, и суммой налога, фактически зачтенной).
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, ссылаясь на незаконность действий Инспекции по списанию в бюджет денежных средств налогоплательщика, числящихся по данным его лицевого счета как переплата.
Кассационная коллегия считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права, а изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В силу статей 21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
В пункте 3 статьи 78 НК РФ указано, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Пунктом 8 статьи 78 НК РФ определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.01 N 173-0, статья 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного; налога, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 9). В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании исследования и оценки представленных сторонами доказательств суды первой и апелляционной инстанции установили, что в период с 2001 по 2006 годы заявитель имел постоянную переплату НДС, сумма которой менялась в связи с проведением налоговым органом зачета начисленных к уплате сумм налога в счет имеющейся переплаты; в установленном порядке налоговый орган не уведомлял заявителя о наличии у него сумм переплаты, в связи с чем Общество узнало о наличии у него 19 394 975 руб. 98 коп. переплаты НДС из акта сверки расчетов от 27.09.04 N 6860.
Со ссылкой на положения статей 31, 32 и 33 НК РФ суды сделали вывод о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания производить списание в бюджет денежных средств (10 638 430 руб. НДС), числящихся по лицевому счету заявителя в качестве переплаты. Кассационная коллегия считает этот вывод правильным, поскольку нормами налогового законодательства налоговым органам не предоставлено право списывать в бюджет суммы переплаты по налогам и сборам, в том числе и в случае истечения срока исковой давности для обращения налогоплательщика в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы.
Кассационная коллегия считает обоснованным и вывод судов о том, что Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога до истечения трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ. Кроме того, Обществом не пропущен и срок исковой давности для обращения в арбитражный суд с заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы НДС. Суды правильно исчислили указанные сроки со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии у него переплаты налога, то есть с даты подписания акта сверки расчетов от 27.09.04 N 6860.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление Общества об обязании Инспекции возвратить на его расчетный счет* 10 400 000 руб. излишне уплаченного НДС и зачесть 52 050 руб. переплаченного налога в счет имеющейся недоимки.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм налогового законодательства и были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций; по существу доводы налогового органа направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела и правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.08 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.08 по делу N А56-29278/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
С.А. Ломакин |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г N А56-29278/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника