Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2008 г. N А21-5790/2006
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бизи" Панькова П.В. (доверенность от 19.06.2008),
рассмотрев 22.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизи" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.12.2007 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-5790/2006,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Бизи" (далее - общество) 2 675 954 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 684 033 руб. пеней, 535 191 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - инспекция).
Решением от 25.12.2006, оставленным без изменения постановлением от 12.04.2007, в удовлетворении требований фонду отказано, с фонда в пользу общества взыскано 4 025 руб. судебных расходов.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.08.2007 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 12.12.2007, оставленным без изменения постановлением от 25.03.2008, требования фонда удовлетворены частично: с общества взыскано 2 675 954 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 684 033 руб. пеней, в остальной части - отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 12.12.2007 и постановление от 25.03.2008 и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований фонда в полном объеме, считая выводы судов не соответствующими представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, указанные в жалобе.
Представители фонд, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления обществом в бюджет налога на доходы физических лиц, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за 2003-2005 годы, а также правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В ходе проверки налоговый орган в частности установил, что общество не исчислило и не уплатило 2 675 954 руб. страховых взносов за 2003-2004 годы, что отражено в акте проверки от 02.05.2006.
Решением от 16.06.2006 N 100 инспекция предложила обществу представить в фонд уточненные расчеты и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003-2004 годы.
Налоговый орган направил материалы проверки в фонд в порядке статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Как следует из акта проверки от 11.07.2006 N 83, фонд подтвердил обоснованность вывода инспекции о наличии у общества недоимки по страховым взносам за 2003-2004 годы в размере 2 675 954 руб., посчитал необходимым привлечь страхователя за неуплату взносов к ответственности по пункту 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ в виде штрафа в сумме 535 191 руб. и предложил ему представить возражения на акт в срок до 25.07.2006.
Требованием от 11.07.2006 N 25 фонд предложил обществу погасить выявленную задолженность, пени и штраф в срок до 25.07.2006.
Страхователь не исполнил требование в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с него 3 895 178 руб. страховых взносов, пеней и штрафа.
Суды удовлетворили требования фонда, указав на наличие у общества задолженности по уплате страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 2 675 954 руб.
Рассмотрев кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Порядок и сроки уплаты страховых взносов определены статьей 24 Закона N 167-ФЗ. В силу пункта 2 статьи этого Закона страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По статье 26 Закона N 167-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными этим Законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Согласно пункту 3 названной статьи взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают. Правовых оснований для вынесения налоговым органом решения о начислении страхователю страховых взносов и пеней, а также привлечения к ответственности за нарушения, предусмотренные в пункте 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ, не имеется.
С учетом изложенного судом не принимается довод общества о том, что резолютивная часть решения налогового органа от 16.06.2006 N 100 (листы 46-52, том 1) не содержит сумм доначисленных обязательных платежей, пеней и штрафа. По тем же основаниям неправомерно утверждение общества, что оспариваемое требование недействительно в связи с отсутствием ссылки на решение налогового органа.
Судебные инстанции, исследовав и оценив оспариваемое обществом требование, установили, что в нем содержатся сведения о сумме задолженности, выявленной в ходе выездной налоговой проверки (акт от 02.05.2006), подтвержденной камеральной проверкой фонда (акт от 11.07.2006 N 83); размер пеней (расчет; лист 13, том 1); установлен срок уплаты доначисленных сумм; содержатся основания взыскания недоимки по страховым взносам и пеням; имеется ссылка на закон устанавливающий обязанность уплачивать страховые взносы; сроки направления требования не нарушены.
На основании изложенного суды правомерно посчитали, что оспариваемое требование соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы общества.
Данный вывод не противоречит нормам права и переоценке в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу N А21-5790/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2008 г. N А21-5790/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве.
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника.