Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 августа 2008 г. N А52-62/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МБИ" Матюшенко С.В. (доверенность от 14.08.2008), от Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области Васильевой Е.В. (доверенность от 27.05.2008 N 1/33-4794),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.08 по делу N А52-62/2008 (судьи Виноградова Т.В., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МБИ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области (далее - Управление) от 28.12.07- без номера о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 04.03.08 оспариваемое постановление Управления признано незаконным и изменено в части назначения наказания. Обществу назначено наказание за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.08 решение суда от 04.03.08 отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.12.07 должностным лицом Управления проведена проверка соблюдения Обществом правил осуществления миграционного учета.
По результатам проверки в присутствии законного представителя Общества составлен протокол от 19.12.07 N 476 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника Управления от 28.12.07 на Общество на основании части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "18.07.07 N 109-ФЗ" следует читать "18.07.06 N 109-ФЗ"
Обществу вменено в вину то, что оно в нарушение статьи 23 Федерального закона от 18.07.07 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) не уведомило Управление о снятии с миграционного учета гражданина Республики Беларусь Кореника Д.С. (не представило отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания).
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения Обществом вменяемого ему в вину административного правонарушения, однако снизил размер штрафа с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Доводы заявителя о допущенных Управлением в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении существенных процессуальных нарушениях отклонил.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления, указав на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд посчитал, что у Общества отсутствовала обязанность представления в орган миграционного учета указанного в части 2 статьи 23 Закона N 109-ФЗ документа, поскольку выезд постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина в связи с выполнением им трудовых обязанностей за пределы ее территории в соответствии с положениями статьи 23 Закона N 109-ФЗ не вляется основанием для снятия его с миграционного учета по месту пребывания.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания.
В соответствии с частью 2 названной статьи снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ предусмотрено, что под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признается, в частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства. фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно пункту 4 части 1 этой же статьи место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном данным Федеральным законом. Пунктом 6 части 1 этой же статьи установлено, что учет иностранного гражданина по месту пребывания - это фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с Законом N 109-ФЗ органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребываний является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
В соответствии с пунктом 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила) иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания.
Согласно пункту 39 этих же Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо, направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что 09.01.07 Общество заключило с гражданином Республики Беларусь Кореником Д.С. трудовой договор, следовательно, Общество является по отношению к указанному гражданину принимающей стороной. 05.02.07 иностранный гражданин Кореник Д.С. на основании представленного Обществом в орган миграционного учета уведомления о его прибытии в место пребывания был поставлен на миграционный учет по месту пребывания.
Из материалов дела видно, что 20.02.07 Кореник Д.С. был направлен в командировку за пределы территории Российской Федерации на семь дней.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что временный выезд иностранного лица в связи с выполнением им трудовых обязанностей за пределы Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 23 Закона N 109-ФЗ не является основанием для снятия его с миграционного учета.
Из приведенного выше законодательства можно сделать вывод о том, что в случае, когда иностранный гражданин ставится на учет в миграционной службе по месту пребывания в связи с заключением трудового договора, под его убытием из места пребывания следует понимать расторжение трудового договора.
Кроме того, принятым в соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 25.07.02 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.07 N 97 "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" установлены случаи, в которых временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу: направление в служебную командировку и если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Из этой нормы следует, что законодатель не считает выезд иностранного гражданина из места пребывания убытием, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона N 109-ФЗ.
Из материалов дела следует, что трудовой договор, на основании которого Кореник Д.С. был поставлен на учет в миграционной службе, расторгнут не был; выезд за пределы Российской Федерации имел временный характер.
Необоснованными являются доводы Управления о наличии у Общества обязанности информировать миграционные органы о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 23 Закона N 109-ФЗ). Такая обязанность принимающей стороны Законом N 109-ФЗ не установлена. Как следует из части 4 статьи 8 Закона N 109-ФЗ обязанность сообщать в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина возлагается на органы пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Таким образом, правильным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Общества обязанности сообщать в органы миграционного учета о направлении иностранного гражданина в командировку за пределы Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.08 по делу N А52-62/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г. N А52-62/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника