Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2008 г. N А42-6789/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 19.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2008 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А42-6789/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское грузовое автотранспортное предприятие" (далее - Общество, ОАО "МГАТП") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) N 60 643 об уплате налога и пеней по состоянию на 06.11.2007.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.05.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что ОАО "МГАТП" не исполнило обязанность по уплате 3 120 руб. транспортного налога за 3-й квартал 2007 года, поскольку представленные им платежные документы свидетельствуют об уплате указанной суммы налога от имени и за счет физического лица. Поэтому, по мнению Инспекции, оспариваемое Обществом требование является законным.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция направила Обществу требование N 60643 по состоянию на 06.11.2007, в котором предложила ему в срок до 26.11.2007 уплатить в добровольном порядке 3 120 руб. недоимки по транспортному налогу за 3-й квартал 2007 года и 85 руб. 61 коп. пеней по этому налогу.
ОАО "МГАТП" посчитало требование Инспекции N 60643 незаконным и оспорило его в судебном порядке, ссылаясь на то, что указанная в требовании сумма транспортного налога добровольно и своевременно уплачена в бюджет генеральным директором Общества Корытовым С.И., являющимся его законным представителем ОАО "МГАТП", то есть фактически Общество исполнило обязанность по уплате 3 120 руб. транспортного налога за 3-й квартал 2007 года.
Суды первой и апелляционной инстанций признали доводы Общества подтвержденными материалами дела и на основании положений статей 26-27 и пунктов 1-4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также норм гражданского законодательства указали на следующее: обязанность налогоплательщика по уплате налога может быть исполнена как лично налогоплательщиком, так и через его законного или уполномоченного им представителя, с использованием как безналичной формы расчетов, так и наличной. Суды указали, что для признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной необходимо, чтобы из представленных им платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает выводы судов законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2007 году) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
- с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Судами установлено, что по квитанции от 15.08.2007 N 16 генеральный директор ОАО "МГАТП" Корытов С.И. уплатил 1 040 руб., транспортного налога по сроку уплаты 30.08.2007, по квитанции от 14.09.2007 N 103455788 - 1 040 руб. транспортного налога по сроку уплаты 30.09.2007 и по квитанции от 30.10.2007 N 118079276 - 1 040 руб. этого же налога по сроку уплаты 30.10.2007.
В квитанциях в качестве плательщика указан "Корытов Сергей Иванович директор", а также указаны адрес (город Мурманск, пр. Кольский, 53) и ИНН плательщика (5193101650), соответствующие юридическому адресу и ИНН Общества, реквизиты налогового органа (ИНН, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа -транспортный налог, код бюджетной классификации.
Указанные суммы налога уплачены за счет средств юридического лица - ОАО "МГАТП", что подтверждается расходными кассовыми ордерами от 15.08.2007 N 171, от 14.09.2007 N 192 и от 30.10.2007 N 230, по которым Корытов С.И. получил денежные средства и в которых указано, что денежные средства выданы для уплаты налогов. Кроме того, составлены авансовые отчеты от 15.08.2007 N 41, от 17.09.2007 N 46 и от 30.10.2007 N 56, в которых имеются ссылки на квитанции, подтверждающих произведенные расходы, а именно - уплату транспортного налога.
Таким образом, как обоснованно указали суды, представленные Обществом документы свидетельствуют о том, что спорная сумма налога уплачена ОАО "МГАТП" и за счет его собственных денежных средств.
Довод Инспекции о том, что в данном случае платежные документы оформлены от имени физического лица, несостоятелен.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" генеральный директор акционерного общества действует от имени общества без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, осуществляет иные полномочия.
В пункте 1 статьи 26 НК РФ также закреплено право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (статья 27 НК РФ).
О возможности налогоплательщика участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя разъяснено и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-0.
В данном случае полномочия Корытова С.И. подтверждаются решением акционера ОАО "МГАТП" от 10.05.2007 N 7 о назначении Корытова Сергея Ивановича генеральным директором Общества сроком на три года, Уставом ОАО "МГАТП", а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что при уплате налога наличными денежными средствами через банк генеральный директор Общества Корытов С.И. действовал как законный представитель налогоплательщика, что не противоречит требованиям статьи 45 НК РФ.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
На территории Мурманской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Мурманской области от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге" (далее - Закон N 368-01-ЗМО).
Согласно статье 4 Закон N 368-01-ЗМО (в редакции Закона Мурманской области от 26.12.2005 N 716-01-ЗМО) для налогоплательщиков, являющихся организациями, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, второй квартал, третий квартал.
В соответствии со статьей 8 Закона N 368-01-ЗМО налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а сумму налога - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судами установлено, что представленными в материалы дела квитанциями от 15.08.2007 N 16, от 14.09.2007 N 103455788 и от 30.10.2007 N 118079276 подтверждается уплата Обществом авансового платежа по транспортному налогу в сумме 3 120 руб. за 3-й квартал 2007 года в срок, установленный Законом N 368-01-ЗМО.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления ОАО "МГАТП" 85 руб. 61 коп. пеней за несвоевременную уплату 3 120 руб. транспортного налога за 3-й квартал 2007 года.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что требование Инспекции N 60643 об уплате налога и пеней по состоянию на 06.11.2007 правомерно признано судами недействительным, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2008 и постановление Тринадцатого, арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу N А42-6789/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2008 г. N А42-6789/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника