Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 августа 2008 г. N А56-1356/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С, Подвального И.О., при участии от ОOO "Балтимпорт" Птицына А.Н. (доверенность от 28.11.2007 N 15/07), от Санкт-Петербургской таможни Шаляпина О.А. (Доверенность от 10.10.2007 N 06-22/15019),
рассмотрев 26.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 (судья Изотова СВ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 (судьи Лопато И.Б., Петренко Т.И., Савицкая И.Г.) по делу N А56 1356/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтимпорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 11.12.2007 N 10210000-32-18/10 о стране происхождения товара и требования от 18.12.2007 N 0374/07/377 об уплате таможенных платежей.
Решением от 05.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в июле 2007 года общество как получатель и декларант в соответствии с контрактом от 19.04.2007 N 057-Т-0407, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Дельта Вилмар СНГ" (далее - ООО "Дельта Вилмар СНГ"), подало в таможню 21 ГТД:
10210070/130707/П004959, 10210070/130707/П004960, 10210070/130707/П004961, 10210070/130707/П004966, 10210070/130707/П004967, 10210070/130707/П004968, 10210070/130707/П004969, 10210070/130707/П005081, 10210070/130707/П005083, 10210070/130707/П005084, 10210070/130707/П005086, 10210070/130707/П005087, 10210070/130707/П005088, 10210070/130707/П005089, 10210070/230707/П005232, 10210070/230707/П005233, 10210070/230707/П005235, 10210070/230707/П005236, 10210070/230707/П005249, 10210070/230707/П005250, 10210070/230707/П005252 на товар - масло пальмовое рафинированное и его фракции. В таможенных целях общество представило товаросопроводительные и коммерческие документы, а также сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 N 507 -509, 514 - 517, 525 - 528, 536 - 538, 548, 550, 551, 555, 557 - 559 (Т.2, л. 29 -70), выданные Ильичевским предприятием Одесской региональной Торгово-промышленной палаты, свидетельствующие о стране происхождения товара -Украина.
Для подтверждения страны происхождения товара ООО "Дельта Вилмар СНГ" был направлен запрос в Торгово-промышленную палату Украины в целях проведения соответствующей экспертизы. При осуществлении экспертизы было исследовано в частности письмо Украинского научно-исследовательского института масел и жиров от 12.12.2006, содержащее характеристику процесса переработки сырого пальмового масла. В заключениях от 12.07.2007 дано подтверждение страны происхождения товаров - Украина.
В рамках контрольных мероприятий таможня определением от 12.11.2007 назначила проведение комплексных экспертиз с целью установления страны происхождения ввезенного товара. Согласно заключениям Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты от 28.11.2007 N 17-1390 - 17-1397, 17-1388, 17-1389 страной происхождения товара является Украина.
Тем не менее таможня посчитала, что поскольку при производстве пальмового масла не выполнена операция нейтрализации щелочью, входящая в минимальный объем производственных и технологических операций, при выполнении которых товар будет считаться происходящим из страны, где такие операции были осуществлены, то такой товар не отвечает критерию происхождения, установленному Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 30.11.2ООО "О правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Таможня в решении от 11.12.2007 N 10210000-32-18/10 отразила, что страна происхождения ввезенного товара неизвестна.
На основании решения таможенный орган выставил требование от 18.12.2007 N 0374/07/377 об уплате 1 946 126,91 руб. таможенных платежей.
Общество оспорило ненормативные акты в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что таможня не опровергла сведения, содержащиеся в представленных обществом сертификатах. Апелляционный суд признал выводы первой инстанции правильными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с положениями главы 6 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (статья 31 ТК РФ) или подвергнуты достаточной переработке (статья 32 ТК РФ) в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом Российской Федерации, или в порядке, определенном названным Кодексом.
Из пункта 1 статьи 32 ТК РФ следует, что если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями названной статьи.
Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, особо не оговариваются в соответствии с пунктом 4 названной статьи, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков (пункт 2 статьи 32 ТК РФ).
Независимо от положений, установленных пунктом 2 названной статьи, не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;
4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются 6т характеристик смешиваемых товаров (пункт 3 статьи 32 ТК РФ).
По пункту 4 статьи 32 ТК РФ для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:
установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со статьей 37 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 -и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил.
Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства - участника Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера (пункты 10 и 11 Правил).
Как указано в пункте 19 Правил, товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
Судами установлено, что для подтверждения страны происхождения товаров и права на получение тарифных преференций общество представило в таможню сертификаты формы СТ-1, выданные Ильичевским предприятием Одесской региональной Торгово-промышленной палаты.
К материалам дела также приобщены заключения Всероссийского научно- исследовательского института жиров от 25.09.2007 N 72, Всероссийского научно- исследовательского института жиров Российской академии сельскохозяйственных наук от 19.07.2007, Украинского научно- исследовательского института масел и жиров от 12.12.2006 и от 12.03.2007, на основании которых суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что страной происхождения ввезенного товара является Украина. При этом суд первой инстанции обратил особое внимание на заключения Всероссийского научно-исследовательского института жиров Российской академии сельскохозяйственных наук от 19.07.2007 и Украинского научно- исследовательского института масел и жиров от 12.03.2007, согласно которым объем выполненных в отношении ввезенного товара производственных и технологических операций соответствует Перечню условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
Согласно пункту 16 Правил и пункту 4 статьи 36 ТК РФ в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения. При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 110).
В данном случае таможня не доказала, что сертификаты о происхождении товара оформлены ненадлежащим образом и относятся к другому товару, отличному от представленного обществом для таможенного оформления. Иные документу (экспертные заключения специализированных организаций, письма, разъяснения) приобщенные к материалам дела также подтверждают достоверность сведений о стране происхождения товара указанных обществом.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными решение от 11.12.2007 N 10210000-32-18/10 и вынесенное на его основании требование от 18.12.2007 N 0374/07/377 недействительными.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы таможенного органа, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не предусмотрено статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу N А56-1356/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любуенко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2008 г. N А56-1356/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника