Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 августа 2008 г. N А26-6862/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Самохвалова И.П. - Колеушко А.А. (доверенность от 31.03.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Самохвалова Ивана Петровича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2008 (судья Романова О.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 (судьи Горбик В. М., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А26-^862/2007,
установил:
Индивидуальный предприниматель Самохвалов Иван Петрович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными подпунктов "б", "г", "д" пункта 3 приложения N 1 "Условия открытого конкурса по продаже в собственность земельного участка" к постановлению главы администрации Костомукшского городского округа (далее - Администрация) от 30.10.2007 N 1013 "О проведении открытого конкурса по продаже в собственность земельного участка для строительства объекта общественно-делового назначения" и подпунктов "б", "г", "д" пункта 3 приложения N 1 "Извещение о проведении торгов по продаже в собственность земельного участка" к приказу директора муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальной собственностью Костомукшского городского округа" (далее - Комитет) от 30.10.2007 N 12 "Об организации конкурса по продаже в собственность земельного участка для строительства объекта общественно-делового назначения".
В порядке дополнения заявленных требований Самохвалов И.П. также просил признать недействительными пункт 2 приложения N 1 к постановлению от 30.10.2007 N 1013 и пункт 2 приказа от 30.10.2007 N 12 в части слов "закрытый по форме подачи предложения по цене" (т. 2, л.д. 32, 33).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Гарюткин Валерий Валерьевич и общество с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (далее - Общество).
Решением от 28.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.04.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Самохвалов И.П. просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявление. Податель жалобы ссылается на неполное выяснение судами обеих инстанций всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и Администрация просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а жалобу Самохвалова И.П. - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Самохвалова И.П. поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьями 30, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила организации и проведения торгов), и на основании генерального плана города Костомукши постановлением главы Администрации от 30.10.2007 N 1013 принято решение о проведении торгов в форме открытого конкурса по продаже в собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 10:04:010220:0019 общей площадью 8000 кв. м, расположенного по адресу: г. Костомукша, ул. Антикайнена - ул. Ленина, для строительства объекта общественно-делового значения. Этим же постановлением утверждены условия открытого конкурса (приложение N 1), Комитету предписано в установленные действующим законодательством сроки организовать и провести открытые торги по продаже в собственность упомянутого земельного участка.
Во исполнение постановления главы Администрации от 30.10.2007 N 1013 директором Комитета издан приказ от 30.10.2007 N 12 "Об организации конкурса по продаже в собственность земельного участка для строительства объекта общественно-делового назначения" с приложением N 1, содержащим текст информационного сообщения о проведении конкурса, и приложением N 2 "Образец договора купли-продажи земельного участка". Приказ от 30.10.2007 N 12 с приложениями опубликован 01.11.2007 в газете "Новости Костомукши", являющейся официальным источником опубликования правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с сообщением срок подачи заявок на участие в конкурсе был установлен до 03.12.2007.
До истечения указанного срока заявки на участие в конкурсе подали два претендента - Общество и индивидуальный предприниматель Гарюткин В.В., которые протоколом утвержденной комиссии от 04.12.2007 признаны участниками торгов по продаже участка.
Предприниматель Самохвалов И.П., не подававший заявку на участие в конкурсе, считает, что часть условий конкурса, содержащихся в постановлении главы Администрации от 30.10.2007 N 1013 и приказе директора Комитета от 30.10.2007 N 12, не соответствует Правилам организации и проведения торгов и нарушает требования части 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Так, по мнению Самохвалова И.П., подпункт "б" пункта 3 приложения N 1 к постановлению от 30.10.2007 N 1013 и подпункт "б" пункта 3 "Обязательные условия торгов" информационного сообщения, предусматривающие в качестве одного из условий наличие у претендента проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы для строительства общественно-делового центра, указанного в подпункте "а" пункта 3 извещения, противоречат пункту 2 Правил организации и проведения торгов, согласно которому торги являются открытыми по составу участников, а также пункту 10 указанных Правил, которым не предусмотрено право требовать от претендента на участие в торгах представления иных документов, не указанных в названном пункте.
Самохвалов И.П. считает также недействительными подпункты "г" и "д" пункта 3 приложения N .1 к постановлению от 30.10.2007 N 1013 и подпункты "г" и "д" пункта 3 приложения N 1 к приказу от 30.10.2007 N 12, в которых указано на необходимость получить разрешение на строительство в соответствии с действующим законодательством на основании статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в течение месяца после подписания договора купли-продажи и приступить к строительству не позднее 01.02.2008.
По мнению Самохвалова И.П., данное условие ставит участника конкурса в зависимость от усмотрения третьих лиц и является невыполнимым, поскольку с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации месячный срок для получения разрешения на строительство слишком мал и к тому же в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в выдаче разрешения на строительство может быть отказано; незаконность условия о необходимости приступить к строительству не позднее 01.02.2008 вытекает из незаконности подпунктов "г" пунктов 3 приложений N 1 к постановлению главы Администрации и приказу директора Комитета.
В обоснование своего заявления Самохвалов И.П. также сослался на то, что проведение торгов в форме открытого конкурса, но "закрытого по форме подачи предложения по цене" противоречит императивным требованиям пунктов 2, 19, 24 Правил организации и проведения торгов, в соответствии с которыми только аукцион может быть закрытым по форме подачи предложения о цене.
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с доводами Самохвалова И.П. и отказали в удовлетворении его заявления.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 30 того же Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил организации и проведения торгов установлен перечень сведений, которые должно содержать извещение о проведении торгов, публикуемое в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Так, в соответствии с подпунктам "ж" и "з" пункта 8 Правил извещение о проведении торгов наряду с другой информацией должно содержать перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах и условия конкурса.
Исчерпывающий перечень документов, представляемых претендентами в соответствии с определенными собственником земельного участка" условиями конкурса, а тем более какой-либо запрет на установление дополнительных условий конкурса действующим законодательством не предусмотрены, поэтому собственник имущества и организатор конкурса по продаже этого имущества вправе самостоятельно установить условия проведения конкурса.
В связи с изложенным условие конкурса, организованного Комитетом, о необходимости наличия у претендента на участие в конкурсе проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы для строительства общественно-делового центра, суд обоснованно оценил как не противоречащее пунктам 2, 8 и 10 Правил организации и проведения торгов, не устанавливающее заведомо неравные условия для лиц, заинтересованных в участии в конкурсе, и не создающее препятствия для участия в конкурсе и приобретения прав на земельный участок других лиц.
Доводы Самохвалова И.П. относительно невозможности изготовить проектную документацию в месячный срок (в соответствии с оспариваемым приказом директора Комитета срок подачи заявок на участие в конкурсе установлен до 03.12.2007) носят предположительный характер и опровергаются фактическими обстоятельствами дела, а также положениями главы 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, такие условия конкурса нельзя считать необоснованными, поскольку они объясняются необходимостью и гарантией использования купленного земельного участка по целевому назначению без нарушения установленных сроков строительства объекта строительства.
Ссылка заявителя на фактическую невозможность в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выполнить условия договора купли-продажи, заключаемого с победителем торгов по итогам их проведения, обоснованно признана судами обеих инстанций несостоятельной. Исполнение условий о необходимости получить разрешение на строительство и приступить к строительству не позднее 01.02.2008 относится к периоду, не связанному с подачей претендентом заявки. К тому же лицо, не согласное с условиями конкурса, может не принимать в нем участия.
Ввиду неправильного толкования заявителем пунктов 2, 19, 24 Правил организации и проведения торгов суд правомерно отклонил доводы Самохвалова И.П и относительно недействительности пункта 2 приложения N 1 к постановлению от 30.10.2007 N 1013 и пункта 2 приказа от 30.10.2007 N 12 в части слов "закрытый по форме подачи предложения по цене". К тому же согласно условиям конкурса критериями определения победителя являются выполнение обязательных условий конкурса по целевому использованию земельного участка и наивысшая цена, предложенная за объект торгов.
Нарушений законодательства о защите конкуренции при организации Комитетом и Администрацией конкурса по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:04:010220:0019 не установлено.
Оспариваемые в части ненормативные акты не ограничивают самостоятельности хозяйствующих субъектов, не создают дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, не влекут преимущественного или дискриминационного положения участников гражданского оборота.
Права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены, поскольку он был вправе подать заявку на участие в конкурсе на равных для всех претендентов условиях. Создания кому-либо из претендентов, имеющих потенциальную возможность подать заявку на участие в конкурсе, преимущественных условий участия в торгах из материалов дела не усматривается. Организуемый Комитетом конкурс носит открытый характер по составу участников, что означает право любого лица принять в нем участие. Однако заявку на участие в конкурсе заявитель не подавал. '
Поскольку суды не установили несоответствия оспариваемых постановления и приказа земельному, гражданскому и антимонопольному законодательствам и нарушения их изданием законных прав и интересов Самохвалова ИП., то отказ в удовлетворении его заявления является правильным.
Таким образом, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.01.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 по делу N А26-6862/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Самохвалова Ивана Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г. N А26-6862/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника