Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2008 г. N А05-780/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 26.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.03.2008 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2008 (судьи Мурахина Н.В., Пестерева О.Ю., Потеева А.В.) по делу N А05-780/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "Боброво-2" (далее - Общество, ЗАО "Боброво-2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 19.12.2007 N 13-23/420 об отказе Обществу в возмещении 179 665 руб. 58 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 27.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2008, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, в силу статей 171 - 172, пункта 2 статьи 173 и пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Общество неправомерно предъявило к возмещению НДС, уплаченный подрядной организации в стоимости работ по ликвидации, консервации разведочных скважин, рекультивации земель на Северодвинском месторождении, поскольку указанные работы не являются операциями, признаваемыми объектами обложения НДС, а операций, подлежащих налогообложению (реализация полезных ископаемых и геологоразведочной информации), заявитель не осуществлял. Инспекция также считает, что спорные работы не связаны с производственно-хозяйственной деятельностью ЗАО "Боброво-2", так как скважины не были учтены налогоплательщиком в составе основных средств и не вводились в эксплуатацию, то есть не могли участвовать в производственном процессе. Таким образом, по мнению Инспекции, спорные работы приобретены Обществом не в целях осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а следовательно, им не выполнено условие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ.
В отзыве на жалобу ЗАО "Боброво-2" просит оставить судебные акты без изменения, указывая на то, что выполнение работ по ликвидации и консервации скважин, а также невозможность реализации полезных ископаемых в проверяемом периоде обусловлены отсутствием положительных результатов от осуществления работ по бурению поисковых и разведочных скважин, признанием их непродуктивными. Названные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности осуществления деятельности, облагаемой НДС в будущем, поскольку конечным результатом геологоразведочных работ является реализация добытых полезных ископаемых.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с договором подряда от 02.11.1999 N 37/6 на выполнение геологоразведочных работ и дополнительными соглашениями к нему ЗАО "Боброво - 2" поручило ЗАО "Архангельскгеолразведка" выполнить геологоразведочные работы на Северодвинском месторождении йодных вод.
В целях исполнения договора от 02.11.1999 N 37/6 ЗАО "Архангельскгеолразведка" в 2000 - 2003 годах осуществило бурение скважин на опытных участках и выполнило геологоразведочные и опытные работы.
Из-за отсутствия положительных результатов от проведенных работ и признания разведочных скважин непродуктивными Общество приняло решение об их ликвидации и консервации.
В связи с этим ЗАО "Боброво - 2" 11.04.2007 заключило с ЗАО "Архангельскгеолразеедка" договор подряда, в соответствии с которым последнее по поручению Общества выполнило работы по ликвидации и консервации разведочных скважин и технической рекультивации земель на Северодвинском месторождении йодных вод. В приложении N 3 к договору стороны определили этапы работ, их стоимость на каждом этапе и сроки проведения работ.
Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС за 2-й квартал 2007 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 179 665 руб. 58 коп. налога, уплаченного ЗАО "Архангельскгеолразведка" за выполненные им в июне 2007 года работы по ликвидации и консервации разведочных скважин, рекультивации земель на Северодвинском месторождении йодных вод в соответствии с договором от 11.04.2007.
Инспекция провела камеральную проверку декларации, о чем составлен акт от 01.11.2007 N 13-23/1854.
В ходе проверки Инспекция сделала вывод о том, что работы по ликвидации и консервации разведочных скважин, рекультивации земель на Северодвинском месторождении йодных вод приобретены Обществом не в целях осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В обоснование своего вывода Инспекция указала на то, что ЗАО "Боброво-2" не учитывало скважины в составе основных средств и не вводило их в эксплуатацию, а следовательно, эти скважины не могли участвовать в производственном процессе; указанные работы не являются объектом обложения НДС, реализацию полезных ископаемых, добытых из геологоразведочных скважин, Общество не осуществляло. В связи с этим Инспекция признала неправомерным предъявление заявителем к возмещению из бюджета 179 665 руб. 58 коп. налога, уплаченного ЗАО "Архангельскгеолразведка" за работы по ликвидации и консервации разведочных скважин.
По результатам проверки и с учетом возражений налогоплательщика Инспекция приняла решение от 19.12.2007 N 13-23/420 .об отказе Обществу в возмещении 179 665 руб. 58 коп. НДС за 2-й квартал 2007 года.
ЗАО "Боброво - 2" оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным применение Обществом спорной суммы налоговых вычетов по НДС, установив, что представленные заявителем документы свидетельствуют о выполнении им требований статьи 172 НК РФ. При этом суды указали на то, что право на применение налоговых вычетов не связано с обязательным наличием в том же налоговом периоде объекта налогообложения. Деятельность ЗАО "Боброво-2" по проведению геологоразведочных работ носит долгосрочный характер и в течение длительного периода может не приводить к реализации ее результатов, то есть к возникновению реального объекта налогообложения. Однако конечным результатом работ является реализация добытых полезных ископаемых, облагаемая НДС. Непосредственно реализации предшествует комплекс работ, в число которых входят геологоразведочные работы, в том числе бурение поисковых и разведочных скважин, их консервация и ликвидация. Возможность появления у Общества объекта налогообложения только в будущих налоговых периодах не препятствует применению вычета в том налоговом периоде, в котором в соответствии с положениями статей 169, 171 - 172 НК РФ возникло право на его использование.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными с учетом следующего.
Как следует из пункта 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленный статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что по договору подряда от 11.04.2007, заключенному с Обществом, в июне 2007 года ЗАО "Архангельскгеолразведка" осуществило ликвидационный тампонаж пяти скважин и консервацию трех скважин.
В актах от 17.06.2007, от 19.06.2007, от 22.06.2007, от 23.06.2007 и от 24.06.2007 зафиксировано, что на скважинах N 5н/1, 8н/1, 4ц-1/1, 7н/1, 4н/1 проведены работы по тампонированию и ликвидации устьев скважин.
Указанные работы приняты ЗАО "Боброво-2" по актам сдачи выполненных работ за июнь 2007 года и оплачены по счету - фактуре от 29.06.2007 N 00271 на сумму 1 177 807 руб. 69 коп., в том числе 179 665 руб. 58 коп. НДС.
Оплата Обществом спорных работ и принятие их на учет Инспекцией не оспариваются. Претензий к порядку оформления счета - фактуры от 29.06.2007 N 00271 налоговый орган не заявляет.
Суды признали, что представленные Обществом документы свидетельствуют о выполнении им требований статьи 172 НК РФ.
Нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на применение налогового вычета и возмещение НДС из бюджета не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых НДС.
Законодатель обуславливает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по товарам (работам, услугам) приобретением соответствующих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
Кассационная коллегия считает, что суды обоснованно отклонили доводы Инспекции о том, что спорные работы не связаны с производственной деятельностью ЗАО "Боброво-2".
В соответствие с лицензией АРХ 00523 МЭ Общество имеет право осуществлять работы по геологическому изучению, разведке и '"'разработке Северодвинского месторождения йодных вод.
Факт проведения в 2000 - 2002 годах работ по бурению скважин подтверждается материалами дела (акты обмера выполненных работ в рамках выполнения разведочных работ на Северодвинском месторождении йодных вод; Бобровский участок).
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Порядок ликвидации скважин определен в Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22, которая определяет порядок ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), подобранных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поиска, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов.
Согласно пункту 1.3 названной Инструкции пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.
Ликвидация (консервация) скважин производится по инициативе предприятия - пользователя недр, других юридических или физических лиц, на балансе которых находится скважина, или в случаях, установленных законодательством.
В данном случае Общество произвело ликвидацию и консервацию непродуктивных разведочных скважин.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что основным направлением деятельности ЗАО "Боброво-2" является геологическое изучение, разведка и разработка недр.
Расходы по строительству, тампонированию и консервации поисковых скважин являются расходами, обусловленными особенностями производства и необходимыми для выполнения работ по добыче полезных ископаемых (йодных вод), поскольку, не выполнив данные работы, Общество не сможет осуществлять добычу полезных ископаемых, выручка от реализации которых является объектом обложения НДС.
Бурение разведочных скважин N 5н/1, 8н/1, 4ц-1/1, 7н/1, 4н/1 для изучения лицензионного участка, проведение комплекса геологических работ с использованием этих скважин, а также их последующая ликвидация являлись необходимыми условиями разработки Северодвинского месторождения, то есть выполнение Обществом данных работ необходимо для осуществления им операций, признаваемых объектами обложения НДС.
Судами обоснованно отклонен довод налогового органа об отсутствии у ЗАО "Боброво-2" права на налоговый вычет в связи с неотражением скважин в учете как основных средств.
В рассматриваемом случае спорные работы проводились с целью получения геологической информации, а не создания объекта основных средств.
Как указали суды, вопрос о скважине как основном средстве может быть поставлен лишь в случае использования этой скважины для реализации добытой через нее йодной воды. Особенности разведки и разработки месторождений полезных ископаемых посредством бурения скважин состоят в том, что возможность определения продуктивности скважины зависит от наличия н?, исследуемых участках залежей такой йодной воды, в связи с чем до выяснения указанного обстоятельства затраты по бурению поисковой скважины учитываются как сумма фактически произведенных затрат на освоение природных ресурсов.
Согласно пункту 4 статьи 325 НК РФ в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Расходы на строительство временных сооружений включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию, на основании актов выполненных работ. При этом пунктом 5 этой статьи установлено, что в случае, если скважина оказалась (признана) непродуктивной, то расходы налогоплательщика по ликвидации такой скважины включаются также в состав расходов, учитываемых по данному объекту в налоговом учете, в порядке, установленном статьей 261 НК РФ.
Общая сумма расходов, отраженных в налоговом учете по данному объекту, включается в состав прочих расходов в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 325 НК РФ.
В пункте 1 статьи 261 НК РФ указано, что расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. Согласно пункту 4 названной статьи порядок признания расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения, предусмотренный указанной статьей, применяется также к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины.
Таким образом, признание скважины непродуктивной и принятие решения о ее ликвидации свидетельствуют о том, что расходы на строительство (бурение) скважины являются расходами на освоение природных ресурсов, а не расходами, связанными с созданием объекта основных средств.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что затраты на спорные геологоразведочные работы, которые не привели к созданию объекта основных средств, могут быть отнесены к расходам в общем порядке. Расходы Общества на оплату работ по ликвидации и консервации поисковых скважин являются расходами, обусловленными осуществляемой заявителем деятельностью - геологическим изучением, разведкой и разработкой недр.
Следовательно, Общество обоснованно предъявило к возмещению 179 665 руб. 58 коп. налога, уплаченного в стоимости работ по ликвидации и консервации разведочных скважин, рекультивации земель на Северодвинском месторождении йодных вод.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали все обстоятельства дела, правильно применили нормы материального и процессуального права, поэтому оснований цця отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.03.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2008 по делу N А05-780/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. N А05-780/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника