Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2008 г. N А56-17752/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июля 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Кравченко Т.В., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленэнерго" Филипповой О.В. (доверенность от 23.11.2007), от Министерства финансов Российской Федерации Лысак Е.Е. (доверенность от 15.01.2008), от Комитета по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга Матковой Т.П. (доверенность от 24.12.2007), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Карпина Д.М. (доверенность от 15.01.2008),
рассмотрев 01.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2007 (судья Лилль В.А) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 (судьи Кашина Т.А., Горшелев В.В., Марченко Л.Н.) по делу N А56-17752/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании солидарно с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и города федерального значения Санкт-Петербурга за счет казны Санкт-Петербурга в лице Комитета по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга 2 771 765 рублей 51 копейки убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Определением от 21.08.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга и закрытое акционерное общество "Петроэнергосбыт".
Решением от 27.12.2007 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации взыскано 1 942 717 рублей 30 копеек убытков (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 29.01.2008), в удовлетворении иска в оставшейся части, в том числе и в части требований к городу федерального значения Санкт-Петербургу в лице Комитета по труду и социальной защите населения, отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 решение от 27.12.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение от 27.12.2007 и постановление от 22.04.2008, в иске к Российской Федерации в лице Минфина РФ отказать. По мнению подателя жалобы, основания для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации отсутствуют, так как истцом не представлено доказательств незаконности действий (бездействия) государственных органов. Кроме того, по мнению Минфина РФ, надлежащим представителем Российской Федерации по настоящему делу должно являться Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Ленэнерго", Комитет по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга и Комитет финансов Санкт-Петербурга просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы кассационной жалобы, пояснив, что денежные средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот за спорный период, из федерального бюджета были выделены в необходимом объеме.
Представитель ОАО "Ленэнерго" возражал против удовлетворения жалобы. Представитель Комитета по труду и социальной защите населения правительства Санкт-Петербурга просил оставить обжалуемые судебные акты без изменений.
Представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения жалобы и подтвердил наличие задолженности федерального бюджета по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот.. .
Закрытое акционерное общество "Петроэнергосбыт" надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 ОАО "Ленэнерго" при взимании платы за электроэнергию с отдельных категорий граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, уменьшало платежи указанных граждан за электроэнергию на размер установленной нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга льготной скидки.
За указанный период расходы истца, связанные с предоставлением льгот, установленных Законом Российской Федерации от 15.05,1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" составили 4 922 717 рублей 51 копейку.
Неполное возмещение указанных расходов явилось основанием для обращения ОАО "Ленэнерго" с иском в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в той части, в которой невозмещенные расходы истца подтверждались актами сверок с ответчиками. При этом суд исходил из того, что федеральным законодательством в качестве источника финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, является федеральный бюджет.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов и правомерность доводов, приведенных в кассационной жалобе и объяснении присутствовавшего в судебном заседании представителя Минфина РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Аналогичные льготы предусмотрены пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.11.19-98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, ггодвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в порядке, установленном названным Федеральным законом, распространено на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным постановлением.
При этом Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" содержат положения, согласно которым Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Таким образом, вывод судов о том, что обязанность по финансированию льгот по оплате электроэнергии, предоставленных ОАО "Ленэнерго" в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, лежит на федеральном бюджете, является правомерным.
Согласно пункту 2 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1), Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310, предоставление, субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что надлежащий представитель Российской Федерации по настоящему делу - Министерство финансов Российской Федерации, является обоснованным.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов истца судом установлен, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что Жилищному комитету правительства Санкт-Петербурга и Комитету финансов Санкт-Петербурга были выделены средства на погашение названных расходов ОАО "Леэнерго", не принимается, поскольку не подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций и получивших надлежащую правовую оценку, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что судами первой и апелляционной инстанций спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах судебные акты обеих инстанций следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу N А56-17752/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. N А56-17752/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника