Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 августа 2008 г. N А66-8555/2007
Резолютивная часть постановления оглашена 28 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев 28.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2008 по делу N А66-8555/2007 (судья Закутская С.А.),
установил:
Администрация города Твери Тверской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тверской области о признании права муниципальной собственности на земельный участок общей площадью 117 987,5 кв. м, (кадастровый номер 69:40:04 00 085:0014), используемый под парк, находящийся по адресу: г. Тверь, проспект Победы.
Определением суда первой инстанции от 14.02.2008 прекращено производство по делу в отношении Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области в связи с отказом истца от иска к данному ответчику.
Определением суда от 14.02.2008 также изменено процессуальное положение третьих лиц - Комитета по управлению имуществом Тверской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области - на ответчиков и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - ФРС).
Решением суда первой инстанции от 29.04.2008 в удовлетворении иска отказано. В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что судом не исследованы и не оценены доводы и доказательства, свидетельствующие о нахождении спорного земельного участка в муниципальной собственности.
Ответчики своих прав на спорный земельный участок не заявляют, однако указывают на отсутствие оснований для признания права муниципальной собственности на этот земельный участок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с решением малого Совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 и решением малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов от 03.09.1992 N 11 имущество Объединения парков культуры и отдыха было передано в муниципальную собственность города Твери, в том числе сооружение (1 единица), аттракционы и игровые автоматы (7 единиц).
На основании постановления главы города Твери от 08.10.1997 N 2274 и распоряжения Комитета по управлению имуществом города Твери от 30.10.1997 N 642 имущество парка Победы было передано в хозяйственное ведение муниципальному предприятию специализированному ремонтно-строительному управлению "Горзеленстрой" (далее - МП СРСУ "Горзеленстрой").
Постановлением администрации города Твери от 28.11.1997 N 2681 земельный участок площадью 130811,9 кв. м, кадастровый номер 69:40:04:085:0001, расположенный по адресу: город Тверь, проспект Победы, был предоставлен МП СРСУ "Горзеленстрой" в бессрочное пользование под парк Победы.
В соответствии с распоряжением Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 02.07.2004 N 784 муниципальное имущество было внесено в качестве вклада в уставный капитал муниципального унитарного предприятия "Зеленстрой", в том числе ограждение парка Победы (приложение N 2), и передано на хранение данному предприятию, в том числе зеленые насаждения и цветники парка Победы (приложение N 1).
Постановлением администрации города Твери от 25.04.2006 N 1551 с 02.07.2004 было признано утратившим силу постановление администрации города Твери от 28.11.1997 N 2681 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка МП СРСУ "Горзеленстрой" под парк Победы по проспекту Победы, кадастровый квартал 69:40:04:085".
Согласно полномочиям, предоставленным статьей 43 Устава города Твери (принят решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68), Администрация создает условия для массового отдыха жителей, организует обустройство мест массового отдыха населения, благоустройство и озеленение территории города в рамках утвержденных Тверской городской Думой целевых программ, в том числе и в отношении парка Победы (л.д. 63-65, 69, 76).
Уставом города Твери также предусмотрено, что Администрация, осуществляя права собственника (муниципального образования) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, владеет, пользуется и распоряжается данным имуществом на основании Положения, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24.01.2001 N 7.
Администрация обратилась в ФРС с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, используемый под парк Победы, указав на то, что является его собственником.
ФРС отказала в государственной регистрации со ссылкой на непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок.
Администрация, посчитав, что на земельном участке находятся сооружения, являющиеся муниципальной собственностью, а земельный участок используется для организации массового отдыха жителей города, что соответствует принципам организации местного самоуправления, изложенным в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), обратилась в суд с иском о признании права собственности на занимаемый парком Победы земельный участок.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В судебном порядке может быть признано право муниципальной собственности на земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно требованиям, изложенным в исковом заявлении, Администрация просит признать право муниципальной собственности в целях разграничения государственной собственности на землю.
Как следует из части 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.
Суд первой инстанции сделал вывод, что Администрация не представила доказательств, на основании которых земельный участок можно отнести к муниципальной собственности.
Ссылка истца на нормы части 2 статьи 50 Закона о местном самоуправлении, согласно которым в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для организации досуга населения, для благоустройства и озеленения территории, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в соответствии с частью 6 указанной статьи особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.
Между тем Администрацией не доказано, что права муниципальной собственности на спорный земельный участок приобретены в соответствии с нормами федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъекта Российской Федерации как в порядке разграничения государственной собственности на землю, так и по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Судом правомерно отклонен и довод Администрации о том, что земельный участок, на котором находится ранее переданное в муниципальную собственность города Твери имущество Объединения парков культуры и отдыха и зеленые насаждения, можно отнести к тем сооружениям, нахождение которых на земельном участке является основанием для признания права собственности на землю.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, Администрацией не представлено доказательств существования названных объектов в качестве недвижимого имущества, а также доказательств предоставления спорного земельного участка какому-либо казенному или муниципальному унитарному предприятию, поскольку постановлением администрации города Твери от 25.04.2006 N 1551 было признано утратившим силу с 02.07.2004 постановление администрации города Твери от 28.11.1997 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка МП СРСУ "Горзеленстрой" под парк Победы по проспекту Победы".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает; что нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены и основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.04.2008 по делу N А66-8555/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2008 г. N А66-8555/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника