Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 августа 2008 г. N А56-17745/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Яковца А.В.,
при участии от Министерства финансов Российской Федерации Лебедевой Е.С. (доверенность от 15.01.2008), от открытого акционерного общества "Ленэнерго" Филипповой О.В. (доверенность от 07.12.2007), от Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Ксензова А.Н. (доверенность от 21.01.2008), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Карпина Д.М. (доверенность от 08.02.2008), от Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга Матковой Т.Л. (доверенность от 24.12.2007),
рассмотрев 28.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу N А56-17745/2007 (судьи Шестакова М.А., Попова Н.М., Кашина Т.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и городу федерального значения Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет) о взыскании 131674 руб. 54 коп. убытков, образовавшихся у истца в результате отсутствия возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, на основании Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон N 4301-1) и Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ); об обязании ответчиков осуществить перечисление взысканных средств на расчетный счет закрытого акционерного общества "Петроэлектросбыт" (далее - ЗАО "Петроэлектросбыт").
Определением от 24.07.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет по труду), Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу и ЗАО "Петроэлектросбыт".
Решением от 16.10.2007 (судья Маркин С.Ф.) с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 54 903 руб. 11 коп. убытков, в остальной части иска отказано.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга. В определении указано на то, что дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2008 решение от 16.10.2007 отменено; с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Ленэнерго" взыскано 46 528 руб. 06 коп. и 1 861 руб. 12 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление, в иске к Российской Федерации в лице Минфина РФ отказать.
Податель жалобы ссылается на то, что Жилищному комитету и Комитету финансов Санкт-Петербурга были выделены средства на погашение спорной задолженности; что истцом не представлено доказательств незаконных действий (бездействия) государственных органов; истцом не доказаны также наличие и размер понесенных убытков, что в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из обязательных условий для их взыскания.
Минфин РФ считает, что надлежащим представителем интересов Российской Федерации является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, поскольку с 2004 года оно является главным распорядителем и получателем денежных средств, направленных на финансирование здравоохранения и социального развития; кроме того, указанному Агентству в спорный период выделялось достаточно средств федерального бюджета на расходы, связанные с финансированием льгот для отдельных категорий граждан.
От Комитета по труду поступил отзыв с просьбой оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Комитет ссылается на то, что по результатам проведенных сверок было установлено количество граждан, в действительности имеющих право на предоставление льгот в соответствии с действующим законодательством, а также на то, что суд верно определил размер убытков и тот уровень бюджетной системы, с которого должно осуществляться взыскание убытков, понесенных энергоснабжающей организацией.
Истец в отзыве на кассационную жалобу также просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу Минфина РФ - без удовлетворения.
Комитет финансов Санкт-Петербурга в отзыве просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ОАО "Ленэнерго" возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Комитета по труду и Комитета финансов Санкт-Петербурга поддержали доводы своих отзывов.
Представитель Жилищного комитета также возражал против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 4301-1 (в редакции, действовавшей в заявленный период) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей освобождаются от оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе электричества независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя и полного кавалера ордена Славы предоставляются пережившим супругам и родителям Героя и полного кавалера ордена Славы и сохраняются за указанными лицами.
Согласно статье 11 Закона N 4301-1 расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией названного Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с указанным Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей в заявленный период) Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг, в том числе электроэнергии.
В соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией данного закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование расходов, предусмотренных Законами N 4301-1 и 5-ФЗ, а также указано, что предоставление и расходование средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Правила). Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 действие названных Правил продлено на 2004 год.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Согласно пункту 2 Правил предоставление субвенций осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с Законами N 4301-1 и 5-ФЗ истец в 2004 году предоставил льготы по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, проживающим в Санкт-Петербурге; сумма задолженности по возмещению расходов за указанный период составляет 46 528 руб. 06 коп. (без НДС); компенсация расходов истца не произведена вследствие недостаточного выделения средств на эти цели из федерального бюджета.
Факт оказания ОАО "Ленэнерго" услуг с учетом предусмотренных нормативными правовыми актами льгот не оспаривается и подателем кассационной жалобы. Сумма задолженности определена судом на основании показаний счетчиков и справок по каждому абоненту. Кроме того, судами установлено и не оспаривается лицами, участвующим в деле, что граждане, указанные в актах сверок, относятся к числу вновь выявленных льготников, которым ОАО "Ленэнерго" фактически предоставляло льготы по оплате электроэнергии в спорный период, но право данных граждан на льготы в 2004 году признано уполномоченными органами позднее.
Довод Минфина РФ о том, что Российская Федерация полностью выполнила взятые на себя обязательства, и постановление апелляционного суда об удовлетворении иска нарушает бюджетно-финансовое законодательство, является необоснованным по следующим основаниям. На ОАО "Ленэнерго" как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных расходов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности. Российская Федерация, установив Законами N 4301-1 и 5-ФЗ льготу по оплате электроэнергии, приняла на себя и обязанность полностью возместить соответствующим организациям расходы по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Санкт-Петербург - финансовыми средствами в полном объеме для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии, то суд апелляционной инстанции правомерно взыскал понесенные истцом расходы в размере 46 528 руб. 06 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, отказав в остальной части иска.
Ввиду изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу N А56-17745/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. В. Кравченко |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
А. В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2008 г. N А56-17745/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника