Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2008 г. N А56-29982/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 июля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу Тетерина A.M. (доверенность от 14.01.2008 N 7),
рассмотрев 08.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2008 по делу N А56-29982/2007 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом дополнений - листы дела 59-62) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.05.2007 N 87 в части доначисления 451 505 руб. налога на имущество организаций за 2006 год и предложения внести необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность.
Решением суда первой инстанции от 09.04.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенный судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в соответствии с пунктом 1 статьи 11-6 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11) ставка налога на имущество, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, устанавливается в размере 1,1% только при осуществлении вложений на сумму не менее 150 млн. руб. Поскольку размер вложений Общества в 2005 году составил менее 150 млн. руб., оно не имеет права на применение указанной пониженной ставки. Наличие у налогоплательщика капитальных вложений, произведенных в прошлых налоговых периодах, не имеет значения при решении вопроса о применении льготы на финансирование капитальных вложений в текущем налоговом периоде.
В отзыве Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество по месту нахождения недвижимого имущества - обособленного подразделения листопрокатного цеха N 3 представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2006 год.
Сумма налога, исчисленная Обществом к уплате в бюджет Санкт-Петербурга за 2006 год, составила 25 862 434 руб. За отчетные периоды того же года заявитель исчислил и уплатил авансовые платежи в размере 18 209 624 руб. В результате сумма налога к доплате по декларации за 2006 год составила 7 652 810 руб.
При исчислении налога на имущество организаций за указанный период Обществом была применена льгота, предусмотренная статьей 11-6 Закона N 81-11. Согласно названной норме этого Закона организации, являющиеся плательщиками налога на имущество, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, и осуществившие, начиная с 01.01.2005, на территории Санкт-Петербурга на протяжении любого календарного года вложения в основные средства для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для, реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли) на сумму не менее 150 млн. руб., - уплачивают налог в части остаточной стоимости указанных основаных средств по ставке 1,1% в течение срока, указанного в пункте 5 статьи 11-4 Закона N 81-11, следующего за периодом, в котором было соблюдено условие предоставления льготы.
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 25.04.2007 N 121 и принял решение от 18.05.2007 N 87 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. При этом Обществу было доначислено 451 505 руб. налога на имущество организаций за 2006 год и предложено внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Основанием для вынесения такого решения послужил вывод Инспекции о неправомерном использовании Обществом льготы по налогу на имущество организаций, установленной статьей 11-6 Закона N 81-11, поскольку у заявителя отсутствуют капитальные вложения на сумму более 150 млн. руб. в основные средства, введенные в эксплуатацию и оплаченные в 2005 году. Налоговый орган полагает, что спорной льготой могут воспользоваться только те налогоплательщики, у которых оплата и ввод в эксплуатацию основных средств на сумму более 150 млн. руб. имели место в течение одного года, - то есть в одном налоговом периоде.
Общество не согласилось с выводами Инспекции и обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на ранее вступившие в законную силу судебными актами по делу N А56-14449/2007, в которых шла речь о проверке законности решения Инспекции от 15.02.2007 N 43 относительно вынесенного по результатам камеральной проверки представленного Обществом уточненного расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый квартал 2006 года, в котором указаны те же основные средства и тот же расчет суммы капитальных вложений, что и в декларации по налогу на имущество организаций за весь 2006 год. Указанными судебными актами было установлено соблюдение заявителем всех условий для применения льготы по налогу на имущество организаций в 2005 году и, как следствие, правомерность ее применения Обществом с 01.01.2006.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Законодательные органы субъектов Российской Федерации наделены полномочиями определять ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, формы отчетности по налогу.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета.
При этом правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации содержатся в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н.
Пунктом 4 названного Положения актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при выполнении следующих условий: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предо.ставления ею указанного объекта за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; для использования в течение длительного времени - продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта, который способен приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно пункту 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 организации, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, и осуществившие, начиная с 01.01.2005, на территории Санкт-Петербурга на протяжении любого календарного года вложения в основные средства для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли) на сумму не менее 150 млн. рублей, уплачивают налог на имущество организаций в части остаточной стоимости указанных основных средств по ставке 1,1% в течение срока, указанного в пункте 5 статьи 11-4 Закона N 81-11, следующего за периодом, в котором было соблюдено условие предоставления льготы.
Пункт 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 устанавливает, что "под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств".
В соответствии с пунктом 2 статьи 11-6 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика, начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором сумма вложений в основные средства, рассчитанная в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11, составит не менее 150 млн. рублей.
Тот же пункт 3 указанной статьи Закона предусматривает, что при расчете суммы вложений объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета.
Из вышеприведенных норм Закона N 81-11 следует, что право на применение льготы по налогу на имущество организаций предоставляется юридическим лицам, являющимся плательщиками налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, а также организациям, осуществившим на протяжении любого календарного года (начиная с 01.01.2005) рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 в пределах сумм (указанных в пункте 1 статьи 11-6 названного Закона) вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров, работ, услуг на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
В подтверждение выполнения названных условий Общество представило в налоговый орган следующие документы:
- перечень основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году с указанием: наименования объектов и даты ввода их в эксплуатацию, инвентарного номера и местонахождения объектов, стоимости основных средств, а также номеров и дат платежных документов, подтверждающих объем вложений;
- перечень основных средств, выбывших в 2005 году;
расчет суммы капитальных вложений за 2005 год, а также счета-фактуры, договоры и акты выполненных работ, платежные поручения, выписки банка, акты взаимозачета.
В соответствии с представленными документами, как установлено в ходе проведения камеральной налоговой проверки, согласно пункту 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 Общество осуществило вложения в основные средства для производственных целей на территории Санкт-Петербурга (в частности на территории Ижорских заводов), которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли. В состав введенных в эксплуатацию в 2005 году объектов вошли: здания лаборатории и станции управления N 7, бункер приема обрези, железнодорожный путь к южной стороне цеха, автодорога с западной стороны цеха, помещение насосной станции, а также другие объекты.
На основании вышеуказанного расчета сумм капитальных вложений Инспекция установила, что их оплата осуществлялась Обществом с 2002 по 2005 годы, однако сумма вложений в основные средства по объектам, вошедшим в соответствии со статьей 11-6 Закона N 81-11 в перечень льготируемого имущества, за 2005 год составила 33 385 972 руб.
Суд первой инстанции, сделав вывод о выполнении Обществом всех необходимых условий для применения пониженной ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1%, однако не учел, не исследовал и не дал надлежащей правовой оценки следующим обстоятельствам.
В пункте 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 прямо указано, что право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций предоставляется юридическим лицам, осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 01.01.2005, вложения, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-6 названного Закона.
Из этого следует, что для получения права на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1% налогоплательщику необходимо осуществить названные в пункте 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 вложения после 01.01.2005 в течение любого календарного года.
В данном случае из материалов дела видно, что Общество в 2002-2005 годах затратило 809 253 279 руб. на строительство объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году.
Однако суд первой инстанции при принятии решения не исследовал и не дал оценки тому, какие вложения и в какой сумме осуществило Общество на строительство основных средств как в 2005 году, так и в 2006 году, то есть какая из 809 253 279 руб. или других вложений конкретно приходится на спорный налоговый период.
Таким образом, в рассматриваемом случае невозможно установить размер вложений Общества как в 2005 году, на который ссылается суд, так и в спорном налогом периоде (был ли он менее или более 150 млн. руб.). Следовательно, не доказана правомерность применения заявителем спорной налоговой льготы по налогу на имущество организаций. Данное обстоятельство, как видно из обжалуемого судебного акта, вообще не являлось предметом исследования судом первой инстанции.
В связи с этим нельзя признать подтвержденным вывод суда о том, что в 2005 году Общество осуществило вложения в основные средства для производственных целей на общую сумму 809 253 279 руб., то есть выполнило все необходимые условия для применения спорной налоговой льготы как в 2005 году, так и в 2006 году.
Несостоятельным является и вывод суда о том, что для разрешения настоящего спора имеют преюдициальное значение вступившие в законную силу вышеназванные судебные акты по делу N А56-14449/2007.
Суд при рассмотрении дела должен установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Установленные судом обстоятельства (факты) могут иметь преюдициальное значение в силу статьи 69 АПК РФ при рассмотрении другого дела с участием тех же лиц. Выводы же суда, касающиеся правовой оценки ранее установленных по делу обстоятельств, не имеют преюдициального значения.
Поскольку в рамках дела N А56-14449/2007 исследовались и оценивались иные фактические обстоятельства по другому налоговому периоду, то принятые по названному делу судебные акты не могут иметь преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Следовательно, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить и установить сумму капитальных вложений Общества в основные средства, осуществленных, начиная с 01.01.2005. При этом необходимо иметь в виду, что только в случае, если вложения, осуществленные налогоплательщиком начиная с 01.01.2005, превышают 150 млн. руб., Общество согласно пункту 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 имеет право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1%. В ином случае применение Обществом спорной льготы не будет соответствовать положениям данной статьи Закона.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2008 по делу N А56-29982/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2008 г. N А56-29982/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника