Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 сентября 2008 г. N А56-39528/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С, Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Научно-техническое предприятие "ПИКСЕЛ" Бердашкевич О.Ю. (доверенность от 21.04.2008), Евтушкова А.А. (доверенность от 17.12.2007), от Санкт-Петербургской таможни Алексеевой М.А. (доверенность от 10.10.2007),
рассмотрев 09.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-техническое предприятие "ПИКСЕЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2008 по делу N А56-39528/2007 (судья Глазков Е.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-техническое предприятие "ПИКСЕЛ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургской таможне (далее - таможня) об оспаривании постановления от 28.09.2007 по делу об административном правонарушении N 10210000-585/2007, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.05.2008 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, заявление о признании постановления незаконным удовлетворить. По мнению подателя жалобы, в его деяниях отсутствует состав правонарушения ввиду недоказанности вины - на момент ввоза товара общество располагало доказательствами его гражданского назначения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил постановление таможни признать незаконным и отменить. Представитель таможни просил отказать в удовлетворении жалобы и оставить в силе решение суда.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела, 10.01.2007 обществом в таможню подана грузовая таможенная декларация N 10210030/100107/0000015 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по договору от 30.06.2006 N 303/85 с акционерным обществом "РЭУТ", Республика Молдова, товара - эхолот навигационный ПЭЛ-4М.
При декларировании товара в качестве разрешительного документа, подтверждающего соблюдение установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений, обществом представлен сертификат соответствия от 14.08.2006 N РОСС MD.MП13.A00293, согласно которому эхолот ПЭЛ-4М соответствует требованиям ГОСТ 12.1.019-79.
В ходе таможенного контроля таможней получено заключение Направления экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации от 17.04.2008 N 236/298, согласно которому эхолот ПЭЛ-4М относится к продукции военного назначения.
Отсутствие у декларанта лицензии на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации продукции военного назначения либо доказательств включения эхолота в соответствующий перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Молдова по соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 18.02.1994, явилось основанием для запрещения выпуска товара и составления таможней в отношении общества протокола от 17.08.2007 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 28.09.2007 по делу об административном правонарушении N 10210000-585/2007 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о доказанности вины общества в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, влечет несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Согласно Федеральному закону от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" под ввозом продукции военного назначения понимается перемещение продукции военного назначения на территорию Российской Федерации (статья 1); одним из основных методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества является лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения (статья 5).
В соответствии с пунктами 1, 3 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 (далее - Положение), лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения выдаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству на основании принятых в установленном порядке решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения.
В целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при оформлении и выдаче лицензий, а также при ее таможенном оформлении применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (Приложение N 3; далее - Классификатор).
Согласно категории 5.2 Классификатора, к продукции военного назначения относятся запасные части, агрегаты, узлы, приборы, комплектующие изделия, оборудование (в том числе нестандартизированное, а также предназначенное для полигонов), оснастка, инструмент, специальное, учебное и вспомогательное имущество к военным надводным и подводным кораблям, вспомогательным судам военного назначения, включая горюче-смазочные материалы, масла и парафины военного назначения.
Вместе с тем, согласно примечанию к Классификатору, к продукции военного назначения не относятся детали, агрегаты, оборудование, материалы, запасные части и комплектующие изделия, применяемые для обеспечения производства, эксплуатации и ремонта продукции военного назначения, если они имеют гражданское (общепромышленное) назначение или изготовлены для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям.
Органом по сертификации судового комплектующего оборудования и прогулочных судов РОСС RU.0001.11МП13 (федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н.Крылова" (филиал - научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации "ЛОТ") выдан сертификат соответствия от 14.08.2006 N РОСС МО.МП13.А00293, согласно которому эхолот ПЭЛ-4М, приобретенный-обществом по договору с изготовителем АО "РЭУТ" от 30.06.2006 N 303/85, соответствует требованиям ГОСТ 12.1.019-79.
В соответствии с Положением о системе сертификации ГОСТ Р, утвержденным постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 N 11, в системе ГОСТ Р сертифицируются товары для личных (бытовых) нужд граждан; продукция производственно-технического назначения, в том числе средства производства; строительная продукция; выполняемые работы и оказываемые услуги населению; системы качества; производства.
Из экспертного заключения закрытого акционерного общества "Центр проектов развития промышленности" (свидетельство Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации N 001, per. N 18 от 12.07.2005 в реестре ФСТЭК России) от 06.10.2006 N 001/06/792-04 следует, что изделие ПЭЛ-4М в Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, не значится.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае таможней не доказано, что эхолот навигационный ПЭЛ-4М не имеет гражданское (общепромышленное) назначение или не изготовлен для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является ошибочным, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, кассационная инстанция считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2008 по делу N А56-39528/2007 отменить.
Постановление Санкт-Петербургской таможни от 28.09.2007 по делу об административном правонарушении N 10210000-585/2007 признать незаконным и отменить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Научно-техническое предприятие "ПИКСЕЛ" 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Председательствующий |
O.A. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2008 г. N А56-39528/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника