Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 сентября 2008 г. N А05-217/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СеверЛесПром" Мамошина С.В. (доверенность от 22.01.2008 N 05),
рассмотрев 18.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.04.2008 (судья Максимова С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 (судьи Виноградова Т.В., Бочкарева И.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-217/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СеверЛесПром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными пунктов 2 и 4 установочной и пункта 2 резолютивной частей решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 28.09.2007 N 11-06/117 в части признания необоснованным применения налоговой ставки 0% по операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) в сумме 1 164 017 руб., признания необоснованным применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по операциям, связанным с реализацией товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в сумме 154 893 руб., а также отказа в возмещении 154 893 руб. НДС по сроку 21.05.2007, и об обязании Инспекции возместить указанную сумму налога заявителю.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и недостаточное исследование обстоятельств настоящего дела, просит отменить решение от 07.04.2008 и постановление от 18.06.2008, и направить дело на новое рассмотрение. По мнению налогового органа, Обществом в нарушение требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подтвержден вывоз товара по трем грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) и не представлены доказательства поступления экспортной выручки на расчетный счет заявителя в сумме 8 195,16 евро за товар, отгруженный в соответствии с контрактом от 01.12.2006 N 643/75048409/00003.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Инспекция надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, однако представители в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно решению от 28.09.2007 N 11-06/117 Инспекция в результате проверки декларации Общества по ставке 0% за апрель 2007 года и документов, представленных для подтверждения права на применение этой ставки и вычета в сумме 369 914 руб., в соответствии с пунктами 2 и 4 установочной части названного решения признала необоснованным применение Обществом налоговой ставки 0% по НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 1 164 017 руб., а также применение налоговых вычетов по НДС по операциям по реализации товаров за пределы таможенной территории в сумме 154 893 руб., а пунктом 2 резолютивной части оспариваемого решения отказала заявителю в возмещении 154 893 руб. НДС по сроку уплаты 21.05.2007.
Вывод о неправомерности применения налогоплательщиком льготной ставки по НДС, а также отказ в возмещении указанной суммы налога отражен в акте камеральной налоговой проверки от 03.09.2007 N 11-06/7ДСП (том 2, листы дела 26-28) и обоснован тем, что Общество в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ не подтвердило факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, поскольку на представленных в налоговый орган ГТД N 10203020/250407/0003253, N 10203020/290407/0003403 и N 10203020/300407/0003423 отсутствуют отметки российского таможенного органа о фактическом вывозе товаров, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ Обществом не представлены документы, подтверждающие поступление выручки от реализации товара в сумме 8 195,16 евро.
Посчитав решение налогового органа в указанной части незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 % при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, и документов, подтверждающих уплату сумм налога. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренные статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров в таможенном режиме экспорта, подлежат возмещению путем зачета (возврата).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в соответствии с контрактами от 01.12.2006 N 643/75048409/00003 и от 15.12.2006 N 643/75048409/00004 (том 1, листы дела 77-79 и 82-84), заключенными с Литовско-Канадским ЗАО "Паюрио Мядиена", реализовало пиломатериалы хвойных пород и лесоматериалы круглые хвойных пород. Отгрузка произведена в город Клайпеду (Литва) через российско-белорусскую границу.
В подтверждение факта вывоза товара по указанным контрактам Общество представила в Инспекцию вместе с налоговой декларацией ГТД N 10203020/250407/0003253, N 10203020/290407/0003403 и N 10203020/300407/0003423 с отметками Архангельской таможни "выпуск разрешен" и датами выпуска (том 1, листы дела 31-32, 39-40 и 45-46).
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов представляются таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Таким образом, в данном случае для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов не требуется наличие на ГТД отметки таможенного органа о фактическом вывозе товара, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 03.12.2007 N 03-07-15/194 специально разъяснило особенности, связанные с представлением документов в налоговый орган для обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС при вывозе товаров в третьи страны в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь.
Согласно данному письму для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при вывозе товаров в третьи страны через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, а именно с Республикой Беларусь, налогоплательщиком представляются в налоговый орган таможенная декларация и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров, а именно - штамп "Выпуск разрешен" и дата выпуска, заверенные оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа и его подписью.
В данном письме также отмечено, что в целях получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь, на которой таможенный контроль отменен, налоговые органы, руководствуясь положениями письма Федеральной налоговой службы России от 05.07.2007 N ШТ-6-03/532@, могут направлять соответствующие запросы в таможенные органы Российской Федерации, которые производили таможенное оформление товаров, вывезенных из Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали, что Общество в рассматриваемом случае подтвердило в установленном порядке вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в этой части и направления дела на новое рассмотрение.
Также необоснованными кассационная инстанция считает и вывод подателя жалобы о том, что Общество в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не подтвердило в полном объеме поступление экспортной выручки на счет заявителя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговый орган представляется выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на то, что заявитель не подтвердил поступление экспортной выручки в сумме 8 195,16 евро за товар, отгруженный в соответствии с контрактом от 01.12.2006 N 643/75048409/00003 (выписка банка от 01.03.2007 о поступлении 20 766 евро), поскольку Свифт-сообщение от 01.03.2007 содержит ссылку на контракт N 643/75048409/00004.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество в соответствии разделом 3 контракта от 01.12.2006 N 643/75048409/00003 выставило иностранному покупателю счет от 21.02.2007 N 003 на сумму 20 800 евро (том 2, лист дела 11).
Из материалов дела видно и судами обеих инстанций установлено, что свифт-сообщение от 01.03.2007 на сумму 20 800 евро действительно содержит ссылку на контракт N 643/750484409/0004. Однако в материалах дела имеется письмо иностранного покупателя товаров от 02.03.2007 (том 1, лист 167), адресованное Котласскому филиалу ОАО КБ "Севергазбанк", в котором ЗАО "Паюрио Мядиена" просит денежные средства в сумме 20 800 евро, перечисленные Обществу, зачесть по контракту N 643/75048409/00003 от 01.12.2006.
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 06120001/2816/0014/1/0, оформленного к контракту от 01.12.2006 N 643/75048409/00003, 20 766 евро (за вычетом банковской комиссии) учтены банком в счет оплаты по этому контракту, в том числе 8 208,20 евро - по ГТД N 10203020/200307/0001643 (том 2, листы 49-53).
В материалах дела также имеется письмо Котласского филиала ОАО КБ "Севергазбанк" от 15.02.2008 о том, что 20 766 евро зачислено банком по паспорту сделки N 06120001/2816/0014/1/0, оформленному к контракту от 01.12.2006 N 643/75048409/00003 от иностранного покупателя ЗАО "Паюрио Мядиена" (том 2, лист дела 12).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество представило в налоговый орган полный комплект документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ.
Таким образом, следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа Обществу в возмещении 154 893 руб. НДС, фактически уплаченных им при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, следовательно, суды обеих инстанций правомерно признали решение налогового органа в оспариваемой части недействительным.
Что касается доводов подателя жалобы о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды в виде низких цен по закупке и реализации спорного товара, то эти доводы Инспекции являются новыми, не указанными ни в акте проверки, ни в решении, ни отзыве на исковое заявление, ни в апелляционной жалобе, а следовательно - не подлежащее оценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы Инспекции сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, что не допускается в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 'Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.04.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 по делу N А05-217/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2008 г. N А05-217/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника