Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 сентября 2008 г. N А13-8477/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 декабря 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 августа 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 февраля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Тарасюка И.М. и Яковца А.В.,
при участии от Федеральной налоговой службы Морщининой Н.В. (доверенность от 26.06.2007),
рассмотрев 17.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 09.06.2008 по делу N А13-8477/2005 (судья Панина И.Ю.),
установил:
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2005 по настоящему делу в отношении открытого акционерного общества "Вагрон" (далее - Общество, должник) введена процедура наблюдения.
Определением от 18.01.2006 в отношении должника введено внешнее управление, внешним управляющим утвержден Колесников Михаил Михайлович.
Решением от 15.02.2008 должник признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвержден Колесников М.М.
Сообщение о признании Общества банкротом опубликовано в "Российской газете" 15.03.2008.
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - ФНС) 11.04.2008 обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника (далее - Реестр) 15.827 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 3.149 руб. 31 коп. пеней; 4.000 руб. государственной пошлины; 11.928 руб. 58 коп. платы за резервирование земельного участка и 1.640 руб. 11 коп. пеней; 32.996.706 руб. 50 коп. недоимки по обязательным платежам, 7.314.363 руб. 84 коп. пеней, 130.396 руб. 28 коп. штрафов, 10.777.875 руб. 84 коп. процентов (с учетом уточнения требований).
Определением от 09.06.2008 суд признал установленным и включил в третью очередь Реестра после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов требование о взыскании 90.128 руб. 02 коп. штрафа. Также суд признал установленным и подлежащим удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и до погашения требований кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей требование о в взыскании 10.777.875 руб. 84 коп. процентов. В остальной части требований отказано.
В апелляционном порядке определение не пересматривалось.
В кассационной жалобе ФНС, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить определение от 09.06.2008 в части отказа во включении в Реестр 32.996.706 руб. 50 коп. задолженности по обязательным платежам и 7.314.363 руб. 84 коп. пеней и удовлетворить требования уполномоченного органа в указанной части. По мнению подателя жалобы, указанная задолженность не является текущей.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель ФНС поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения от 09.06.2008 проверена в кассационном порядке.
Суд первой инстанции отказал ФНС во включении в Реестр 32.996.706 руб. 50 коп. недоимки по обязательным платежам и 7.314.363 руб. 84 коп. пеней, ссылаясь на то, что данная задолженность является текущей.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда соответствуют нормам материального и процессуального права по следующим основаниям.
В силу пунктов 3 - 5 статьи 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть признаны подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В обоснование требования о включении в Реестр задолженности по обязательным платежам и пеней ФНС представила в материалы дела требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, выставленные должнику в период с 28.12.2005 по 29.02.2008, решения и постановления о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика от 16.04.2007 N 130, от 27.04.2007 N 180, от 30.05.2007 N 291, от 07.06.2007 N 338, от 23.07.2007 N 500, от 29.08.2007 N 586, от 24.09.2007 N 668, от 05.12.2007 N 840, от 17.01.2008 N 32.
Заявление о признании Общества банкротом принято судом 17.08.2005, обязательства по уплате названных выше обязательных платежей возникли после принятия заявления о признании Общества банкротом. Это обстоятельство уполномоченным органом не оспаривается.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 и пунктом 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов и погашаются за счет конкурсной массы вне очереди. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пунктах 4 и 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 29) установлено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Коль скоро 32.996.706 руб. 50 коп. недоимки по обязательным платежам и 7.314.363 руб. 84 коп. пеней являются текущей задолженностью, возникшей после принятия заявления о признании должника банкротом, до введения в отношении него процедуры конкурсного производства, суд первой инстанции правомерно отказал во включении названных сумм в Реестр.
По этим же основаниям суд правомерно отказал во включении в Реестр 15.827 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 3.149 руб. 31 коп. пеней; 4.000 руб. государственной пошлины; 11.928 руб. 58 коп. платы за резервирование земельного участка и 1.640 руб. 11 коп. пеней. Из материалов дела следует и ФНС не оспаривается, что обязательства по уплате названных платежей возникли у Общества после принятия заявления о признании его банкротом и до открытия конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 НК РФ), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В этой связи суд правомерно удовлетворил требование ФНС о включении в Реестр 90.128 руб. 02 коп. штрафов, взысканных решениями суда по делам N А13-7900/2005-19 и N А13-15704/2005-14. Доказательства обоснованности требования о включении в Реестр 40.268 руб. 26 коп. штрафов уполномоченным органом не представлены, в связи с чем в удовлетворении этой части требований отказано.
Уполномоченный орган просил включить в Реестр требование о взыскании 10.777.875 руб. 84 коп. процентов, начисленных на задолженность по уплате обязательных платежей, включенных в Реестр, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, и установленных в соответствии со статьей 4 Закона о банкротстве в ходе внешнего управления.
Удовлетворяя требования в указанной части, суд правильно руководствовался положениями пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве и разъяснениями, данными в пункте 40 Постановления N 29, согласно которым изложенное в абзаце четвертом пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве правило о начислении процентов на сумму требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения внешнего управления, а также на требования, предъявленные в ходе внешнего управления, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, не является основанием для увеличения сумм требований заявителя за счет указанных процентов и сумм требований иных кредиторов, установленных в ходе наблюдения, финансового оздоровления либо конкурсного производства (статья 146 Закона).
Материалами дела подтверждено, что при рассмотрении требований ФНС судом в полном объеме исследованы все доказательства, установлены все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, изучены документы, представленные налоговым органом в обоснование своих требований, проверены доводы конкурсного управляющего.
На основании изложенного и с учетом того, что таких нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятого по делу судебного акта, в кассационной жалобе не указано и судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба ФНС удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 09.06.2008 по делу N А13-8477/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2008 г. N А13-8477/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника