Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 сентября 2008 г. N А56-1/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 июля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Малышевой Н.Н.,
при участии от Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Лещенко А.В. (доверенность от 08.04.2008), от ЗАО "РОСС" Горохова В.А. (доверенность от 17.03.2008) и Елманова А.К. (доверенность от 17.03.2008),
рассмотрев 11.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "РОСС" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А56-1/2008 (судьи Ларина Т.С., Зайцева Е.К., Марченко Л.Н.),
установил:
Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "РОСС" (далее - Общество) о расторжении договора о закреплении доли в общем объеме промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов от 02.03.2004 N 0571 (далее - Договор).
Определением от 28.02.2008 (судья Виноградова Л.В.) иск- оставлен без рассмотрения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 определение от 28.02.2008 отменено, дело направлено для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Общество просит постановление от 09.06.2008 отменить, определение от 28.02.2008 оставить в силе.
В обоснование жалобы ее податель указал на то, что, по его мнению, у Управления отсутствуют основания для обращения в суд с иском, поскольку Договор заключался Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству (далее - Госкомрыболовство), а не Управлением, сфера деятельности которого не распространяется на рыболовную зону Фарерских островов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, ссылаясь на ее необоснованность, просит постановление от 09.06.2008 оставить без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, представитель Управления возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Госкомрыболовством в лице исполняющего обязанности начальника федерального государственного учреждения "Мурманрыбвод" Красовского В.В. и Обществом (пользователь) заключен Договор, в соответствии с которым за последним закреплена на 5 лет доля в размере 0,01387 в общем объеме промышленных квот на вылов (добычу) рыбы путассу в рыболовной зоне Фарерских островов.
Согласно пункту 1.2 Договора фактические объемы квот вылова на каждый очередной календарный год по виду и районам промысла устанавливаются Госкомрыболовством исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации на этот год объемов промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за пользователем.
Приказами Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) от 18.02.2005 N 64 и от 29.12.2005 N 470 Обществу на 2005 г. и 2006 г. выделена квота на вылов рыбы путассу в объеме 2219,2 т в год.
Ссылаясь на неосвоение Обществом в течение двух лет подряд предоставленной ему квоты на вылов рыбы путассу, что в силу пункта 4.1 Договора является основанием для его расторжения, Управление 04.09.2007 направило Обществу уведомление о расторжении Договора в добровольном порядке, а в декабре 2007 г. обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства Общество заявило ходатайство об оставлении иска без рассмотрения, ссылаясь на то, что претензия и исковое заявление подписаны и заявлены неуполномоченным лицом.
Суд первой инстанции, признав доводы ответчика обоснованными и руководствуясь пунктом 7 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), оставил иск без рассмотрения.
Апелляционный суд, не согласившись с выводом суда первой инстанции, определение от 28.02.2008 отменил.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления от 09.06.2008 по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в редакции, действовавшей до 01.01.2008 (далее - Закон N 166-ФЗ), участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона N 166-ФЗ квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Пунктом 1 статьи 31 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статье 19 Закона N 166-ФЗ, на срок не менее пяти лет путем закрепления за этими лицами долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, определенных на основании данных об объеме добытых (выловленных) ими водных биоресурсов за предыдущие пять лет.
Договор от имени Российской Федерации в силу предоставленных ему полномочий был заключен федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - Госкомрыболовством, правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы Росрыболовству.
В соответствии с пунктом 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 295, Росрыболовству предоставлены полномочия на заключение с заявителями договоров о закреплении за ними долей в общем объеме квот и договоров о закреплении рыбопромысловых участков.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Баренцево-Беломорском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Росрыболовства от 28.04.2007 N 186 (далее - Положение), Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Мурманской области. В территорию осуществления полномочий Управления входят: водные объекты рыбохозяйственного значения на территории Мурманской области, включая внутренние воды, прилежащие внутренние морские воды Баренцева и Белого морей, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации в Баренцевом море, а также открытые воды Атлантического океана, в том числе зоны действия международных конвенций по рыболовству в Северо-Восточной (НЕАФК) и Северо-Западной (НАФО) Атлантике.
Район действия Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (Конвенция НЕАФК) определен в статье 1 указанной Конвенции и включает Баренцево, Норвежское и Северное моря, так называемое море Ирмингера и открытые воды Атлантического океана (район Рейкьянес), включая РЫболовные зоны и исключительные экономические зоны иностранных государств (Россия, Норвегия, Фарерские острова, Исландия, Гренландия и другие).
Таким образом, в сферу деятельности Управления входят водные объекты рыбохозяйственного значения зоны Фарерских островов.
Согласно пункту 8.1.7 Положения Управлению предоставлено право заключать и расторгать с заявителями договоры о закреплении за ними долей в общем объеме квот.
Исходя из изложенного, именно Управление, являющееся государственным органом - территориальным органом Росрыболовства, в силу предоставленных ему полномочий вправе от имени Российской Федерации обращаться в суд с исковым заявлением о расторжении заключенного от имени Российской Федерации Госкомрыболовством с Обществом Договора, а потому у суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления названного иска без рассмотрения.
Ввиду того, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А56-1/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "РОСС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2008 г. N А56-1/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника