Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 сентября 2008 г. N А66-1572/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Управления Золотаревой Т.С. (доверенность от 20.02.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.06.2008 по делу N А66-1572/2008 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление) с заявлением 'о признании недействительным (с учетом уточнения требований) решения от 24.12.2007 N 19-6543 об отказе в государственной регистрации права долевой собственности муниципального образования "Город Тверь" на земельный участок общей площадью 911,3 кв. м с кадастровым номером 69:40:02 00 101:0001, расположенный по адресу: г. Тверь, Октябрьский пр., д. 49а, и обязании Управления зарегистрировать право муниципальной собственности на долю в размере 835/1000 в праве собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Тверского отделения N 8607 (далее - Банк) и администрация города Твери.
Решением от 05.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Департамент в кассационной жалобе просит отменить названное решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, к спорным правоотношениям не применимы положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части возможности приобретения собственниками помещений в здании занятого этим зданием неделимого земельного участка в общую долевую собственность, поскольку муниципальное образование приобретает право на данный земельный участок в процессе разграничения государственной собственности на землю в порядке статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), а Банк -на основании распорядительного акта уполномоченного органа в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации; все необходимые для государственной регистрации документы были представлены Департаментом.
В судебном заседании представитель Управления против удовлетворения жалобы возражал, поддержав позицию Управления, изложенную в письменных документах, ранее предоставленных суду.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в отношении нежилых помещений общей площадью 809,6 кв. м в доме, расположенном по адресу: г. Тверь, пр. Октябрьский, д. 49а, зарегистрировано право муниципальной собственности, о чем выдано свидетельство от 11.02.2005 серии 69-АА N 604166. Собственником других нежилых помещений в том же доме является Банк.
Департамент, действуя от имени муниципального образования, на основании статьи 3.1 Вводного закона 29.10.2007 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 835/1000) на указанный выше земельный участок, занятый названным домом.
Уведомлением от 26.11.2007 Управление сообщило о приостановлении регистрационных действий.
Уведомлением от 24.12.2007 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации-права на основании пункта 2 статьи 19, абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) по тем мотивам, что помещения в здании, находящемся на неделимом земельном участке, принадлежат нескольким лицам, возможность образования общей долевой собственности публично-правовых образований на земельные участки статьей 3.1 Вводного закона не предусмотрена; собственники помещений в здании имеют право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, однако документов, свидетельствующих о поступлении земельного участка в долевую собственность всех собственников помещений в здании, на государственную регистрацию не представлено.
Департамент, считая отказ Управления незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли,- не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. Согласно статье 19 Кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Вводного закона, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Согласно пункту 3 указанной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно статье 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указывается основание возникновения права собственности соответствующего публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Перечня в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию, для государственной регистрации необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из положений статей 16, 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Вводного закона в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной (муниципальной) собственности и по данному основанию у публично-правового образования может возникнуть право собственности только как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 названного Кодекса, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой, наряду с муниципальным образованием, являются граждане или юридические лица. Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 3.1 Вводного закона нахождение в собственности муниципального образования нежилых помещений в доме, а не здания целиком не может служить основанием возникновения в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок у муниципального образования с другими собственниками помещений.
Поскольку документы, свидетельствующие о существовании в отношении спорного земельного участка общей долевой собственности, возникшей по иным основаниям, на государственную регистрацию представлены не были, суд правомерно посчитал законным отказ Управления в государственной регистрации права муниципального образования "Город Тверь" на долю в праве общей собственности на земельный участок и в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказал.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном толковании норм законодательства, которые судом применены правильно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных, статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения, в связи с чем данный судебный акт - должен быть оставлен в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.06.2008 по делу N А66-1572/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери -без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. N А66-1572/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника