Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2008 г. N А13-1958/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С, судей Алешкевича О.А. и Подвального И.О.,
при участии от Вологодской таможни Стречиной Е.В. (доверенность от 10.01.2008 N 02-22/148), Исупова А.А. (доверенность от 01.07.2008 N 1835),
рассмотрев 24.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь-метиз" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.05.2008 (судья Логинова О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А13-1958/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Севёрсталь-метиз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Вологодской таможни (далее - Таможня) от 18.03.2008 по делу об административном правонарушении N 10204000-109/2008 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23.05.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статей 73 и 102 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), пунктов 6, 7 и 15 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (далее - Правила). По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, поскольку данные о весе брутто товара, указанные в отчете от 24.04.2007 N 41 по форме ДО1, представленном таможенному органу, соответствуют сведениям, содержащимся в товаросопроводительных документах (далее - ТСД).
В судебном заседании представители Таможни возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседание извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество 24.04.2007 представило в таможенный орган отчет N 41 по форме ДО1 о принятии товаров на хранение. Согласно данному отчету на склад временного хранения (далее - СВХ) принят товар: N 1- гидравлический пресс и гидростанция, вес брутто 2 390; N 2 и 3 - запасные части к деревообрабатывающему оборудованию, вес брутто 52 кг и 140 кг, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации автомобильным транспортом.
В ходе проведения мероприятий таможенного контроля Таможней установлено, что фактический вес товаров N 1 - 3 не соответствует заявленному Обществом в отчете по форме ДО1 (товары: N 1 - 406 кг; N 2 - 2 786 кг; N 3 - 48 кг).
Данные обстоятельства послужили таможенному органу основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого Общество постановлением от 18.03.2008 N 10204000-109/2008 привлечено к административной ответственности по статьей 16.15 КоАП РФ за сообщение таможенному органу в отчете по форме ДО1 недостоверных сведений о весе товара, находящегося на СВХ, и ему назначено административное наказание в виде 21 000 руб. штрафа.
Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в его действия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба Общества подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 112 ТК РФ владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (статья 364 ТК РФ).
Согласно пункту 6 Правил для помещения товаров после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации на СВХ, расположенный в месте прибытия, в соответствии со статьями 73 - 76, 102 ТК РФ должностному лицу таможенного поста или при отсутствии таможенного поста в структуре таможни структурного подразделения таможни, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль, владелец СВХ представляет документы, содержащие следующие сведения при международной перевозке автомобильным транспортом:
- наименование страны отправления и страны назначения товаров;
- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
- количество грузовых мест, их маркировку и виды упаковок товаров;
- наименование, а также классификационные коды товаров (не менее первых четырех знаков) в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
- вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
Пунктом 27 Правил установлено, владелец СВХ обязан вести учет хранимый товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Кодекса), в том числе по форме ДО1, формируемой при принятии товаров на хранение на СВХ.
Согласно пункту 31 Правил отчетность по форме ДО1 представляется подразделению таможенного органа владельцем СВХ в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем СВХ документов, необходимых для помещения на СВХ, - если место расположения СВХ совпадает или находится в непосредственной близости с местом размещения подразделения таможенного органа, либо в течение суток после прибытия транспортного средства на СВХ - если место размещения СВХ не совпадает с местом размещения подразделения таможенного органа.
При этом из пункта 15 Правил следует, что если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прикладываются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ.
Таким образом, нормами таможенного законодательства предусмотрена обязанность владельца СВХ по приемке товара на хранение по весу, количеству, ассортименту для учета и хранения товаров и передаче соответствующей отчетности таможенным органам.
Представление владельцами СВХ отчетности, содержащей недостоверные сведения, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15. КоАП РФ и влечет применение к нарушителю санкций в форме предупреждения или административного штрафа.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что вес находящегося на СВХ товара превышает указанный Обществом в отчете от 24.04.2007 N 41 по форме ДО1 на 658 кг, что выявлено таможенным органом 27.04.2007 при контрольном взвешивании товара.
Вместе с тем кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов о наличии у Общества обязанности, в силу требований пункта 15 Правил, при принятии товара на СВХ произвести его взвешивание, поскольку данный пункт Правил прямо не предусматривает для владельца СВХ обязанность установить фактический вес товара при его помещении на СВХ.
Кроме того, из материалов дела видно, что сведения о товаре, в том числе и его вес брутто, содержащиеся в спорном отчете по форме ДО1, соответствуют сведениям, содержащимся в ТСД (CMR N STO0605862, инвойсы от 20.04.2007 N 1067/07 и 1065/07, сертификат качества N 339137).
Исходя из системного анализа Правил (приложений к ним и примечаний к приложениям) не представляется возможным признать, что на подзаконном уровне имеется четкая правовая регламентация действий владельца СВХ (порядка заполнения им отдельных граф отчетной формы) в случаях необходимой корректировки отчетных сведений на документальной основе.
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае при помещении товара на СВХ Общество представило все необходимые сведения о товаре, указанные в ТСД, то есть действовало разумно и адекватно в целях соблюдения правопорядка, поэтому следует признать, что в действиях Общества не усматривается состав вмененного ему таможенным органом административного правонарушения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "... пунктом 3 части 1 статьи 286 АПК РФ ... пунктом 2 части 1 статьи 286 АПК РФ ..." следует читать "... пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК ... пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ..."
Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 286 АПК РФ для направления дела на новое рассмотрение, кассационная инстанция, проверяя законность принятых по делу судебных актов, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 286 АПК РФ считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, как вынесенные с нарушением норм материального права, а заявление Общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284 и 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по делу N А13-1958/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Вологодской таможни от 18.03.2008 по делу об административном правонарушении N 10204000-109/2008 о привлечении открытого акционерного общества "Северсталь-метиз" к административной ответственности на основании статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 21 000 руб. штрафа.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2008 г. N А13-1958/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника