Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Галан А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-11/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по адрес фио на решение Никулинского районного суда адрес от 7 февраля 2022 года, которым постановлено:
обязать ИФНС N21 по адрес установить размер налога на имущество за жилой дом по адресу: адрес исходя из кадастровой стоимости за 2017 год в сумме сумма, за 2018 год - сумма, за 2019 - сумма
В удовлетворении остальной части требований отказать.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Чуйко Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать адрес государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" установить инвентаризационную стоимость жилого дома по адресу: адрес, по состоянию на 2017 год в ценах 2013 года в размере сумма; обязать МИФНС N2 адрес, ИФНС N21 по адрес установить размер налога на имущество за жилой дом в соответствии с положениями ст.408 Налогового Кодекса РФ с учетом кадастровой стоимости за 2017 год - сумма, за 2018 год - сумма, за 2019 год - сумма
Требования административного иска мотивированы тем, что при расчете налога на имущество, начисленного на жилой дом, допущена ошибка: инвентаризационная стоимость превышала кадастровую стоимость, данные нарушения привели к неверному расчету налога; в досудебном порядке урегулировать данный вопрос не представилось возможным, истцом подано настоящее административное исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика МИФНС N 2 по адрес со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на апелляционную жалобу административного истца Чуйко Е.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушение допущены судом первой инстанции и выразились в следующем.
Как усматривается из материалов дела, Чуйко Е.В. является собственником жилого дома по адресу: адрес, на основании договора купли-продажи от 21.12.1999 года.
За период с 2018 по 2020 год Чуйко Е.В. был начислен налог на имущество в отношении данного дома, исходя из кадастровой стоимости жилого дома - сумма, инвентаризационная стоимость жилого дома составила сумма
Разрешая заявленные Чуйко Е.В. требования суд не нашел оснований для возложения на адрес государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" обязанности установить в отношении жилого дома, принадлежащего Чуйко Е.В. инвентаризационную стоимость, в указанной части решение сторонами не оспаривается и выводы суда признаются судебной коллегией в указанной части правильными.
Вместе с тем, расчет налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего административному истцу жилого дома с применением положения стати 408 Налогового кодекса РФ является неверным, основанным на неправильном толковании норм налогового законодательства.
Так, согласно п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п.1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании п. 8 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) х К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате.
HI - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;
К - коэффициент, равный:
0, 2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0, 4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0, 6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
Согласно п. 9 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.
Решением Рязанской городской думой 27.11.2014 г. N 401-П на территории адрес установлен налог на имущество физических лиц.
Пунктом 3 Решения предусмотрено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц закреплены в пункте 4 и составляют следующие значения:
0, 2 процента в отношении квартир, частей квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых не превышает 1, 5 сумма прописью;
0, 25 процента в отношении квартир, частей квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых более 1, 5 сумма прописью, но не превышает сумма;
0, 3 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов; квартир, частей квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых более сумма; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в пунктах 4.4, 4.5 настоящего решения; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 0, 5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В пункте 4.4 Решения установлены налоговые ставки по налогу: 0, 5 процента в 2016 году, 0, 75 процента - в 2017 году, 1 процент - в 2018 году, 1, 25 процента - в 2019 году, 1, 5 процента - в 2020 году и последующие годы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Исходя из вышеизложенного, расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год следующий: сумма(налоговая база, с учетом положений ст. 403 НК РФ)*1/1(доля в праве * 0, 30% (ставка по решению Рязанской городской Думы от 27.11.2014 N 401-II)*12/12 (количество месяцев владения) = сумма (сумма налога исходя из кадастровой стоимости).
По формуле п.8 ст.408 Налогового Кодекса РФ расчет следующий:
(сумма (Н1- сумма налога исходя из кадастровой стоимости объекта: - 125542 (Н2 -
сумма налога исчисленная за 2014 год.)* 0.6 (коэффициент) + 12542 (Н2- сумма налога исчисленная за 2014 год)
Сумма налога за 2014 год составляет сумма, согласно налогового уведомления от 23.05.2015 года.
Учитывая, что сумма налога за 2014 год (Н 2)
превышает
сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости за 2017 год (Н1), то применяются положения п. 9 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого в случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.
Таким образом, расчет налога за периоды 2017, 2018, 2019 года должен производиться следующим образом: сумма(налоговая база, с учетом положений ст. 403 НК РФ)*1/1(доля в праве * 0, 30% (ставка по решению Рязанской городской Думы от 27.11.2014 N 401-II)*12/12 (количество месяцев владения) = сумма (сумма налога исходя из кадастровой стоимости).
Указанный расчет использован налоговым органом при направлении Чуйко Е.В. налоговых уведомлений и соответствует положениям ст. 408 Налогового кодекса РФ, в связи с чем оснований устанавливать иной размер налога за 2017, 2018, 2019 годы судебная коллегия не усматривает.
Учитывая вышеизложенное, в указанной части решение суда, которым неправильно истолкован закон, подлежит на основании ч. 2 ст. 310 КАС РФ отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Чуйко Е.В. в установлении размера налога на имущество физических лиц в отношении жилого дома, расположенного по адресу: адрес.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 7 февраля 2022 года в части удовлетворения требований Чуйко Е.В. к Межрайонной ИФНС России N 2 по адрес об установлении размера налога на имущество физических лиц в отношении жилого дома, расположенного по адресу: адрес, отменить, принять в указанной части новое решение, которым требования Чуйко Е.В. оставить без удовлетворения.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 29.12.2022 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.