Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2008 г. N А21-2206/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 сентября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С.,
при участии от Калининградской областной таможни Журавель Е.И. (доверенность от 04.04.08 N 8), от закрытого акционерного общества "Металлическая упаковка" Витебского В.Г. (доверенность от 12.11.08),
рассмотрев 17.11.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.08 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.08 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Петренко Т.И.) по делу N А21-2206/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "Металлическая упаковка" (далее - общество, ЗАО) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями об оспаривании требований Калининградской таможни (после реорганизации - Калининградская областная таможня) и Калининградской областной таможни (далее - таможни) об уплате таможенных платежей: от 14.11.07 N 10205000/141107/0000246, от 20.11.07 N 10205000/201107/0000252, от 07.12.07 N 10205000/071207/0000262, от 14.12.07 N 10205000/141207/0000264, от 17.12.07 N 10205000/171207/0000266, от 27.04.08 N 10226000/270408/0000009.
Суд первой инстанции объединил возбужденные по заявлениям дела в одно производство. Объединенному делу присвоен номер А21-2206/2008.
Решением суда от 22.05.08, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.07.08, заявления общества удовлетворены, оспариваемые требования таможенного органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 23 Федерального закона от 10.01.06 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), статей 2 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Податель жалобы считает, что Закон N 16-ФЗ является законодательным актом, регламентирующим специальные правоотношения, связанные с созданием и функционированием Особой экономической зоны в Калининградской области, устанавливает специальный правовой режим этой зоны. Заявитель не имеет права применять таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области с особенностями переходного периода (глава 8 Закона N 16-ФЗ, в том числе оформлять продукты переработки товаров, ввезенных в соответствии с названным режимом, в особом порядке, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов). Этим правом обладают не все субъекты хозяйственной деятельности, а лишь юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на 01.04.06 осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ; часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ). Поскольку ЗАО является правопреемником ранее осуществлявшего свою деятельность юридического лица, зарегистрированного в Калининградской области, создано (путем реорганизации в форме преобразования) только 23.10.06, не имело правоспособности и не могло осуществлять свою деятельность до 01.04.06, оно не может применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке переходных положений (глава 8 Закона N 16-ФЗ). В связи с этим оспариваемые требования таможни являются действительными, отвечают положениям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество является правопреемником ООО "Металлическая упаковка" (далее - ООО), которое зарегистрировано на территории Калининградской области 28.08.00 (свидетельство о государственной регистрации серии КД-ОКР N 3415; том дела I, лист 10). ООО являлось участником особой экономической зоны, осуществляло свою деятельность на основании Закона N 13-ФЗ, занимаясь производством продуктов переработки (консервные банки и крышки) и используя соответствующий таможенный режим (статья 7 Закона N 13-ФЗ).
Заявитель как юридическое лицо создан 23.10.06 путем реорганизации в форме преобразования, из ООО в ЗАО (свидетельство о государственной регистрации серии 39 N 001048281; том дела I, лист 12). Согласно передаточному акту от 01.09.06 ООО передало, а ЗАО приняло все права, обязанности, обязательства и имущество реорганизуемого общества. ЗАО является универсальным правопреемником ООО. По факту реорганизации заявитель продолжил аналогичную деятельность ООО, не изменив соответствующего профиля.
С 01.04.06 таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).
Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, регламентировано положениями статьи 13 Закона N 16-ФЗ. Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки закреплены в статье 14 Закона N 16-ФЗ.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона N 16-ФЗ, с особенностями, установленными главой 8 Закона N 16-ФЗ ("Переходные положения", статьи 23 - 24 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки, установленным статьей 24 Закона N 16-ФЗ. При вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 Закона N 16-ФЗ.
В статье 24 Закона N 16-ФЗ определены критерии достаточной переработки, относительно которых в данном случае спор отсутствует.
Таможенный орган провел специальные таможенные ревизии общества, в порядке статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), по вопросу проверки соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации в отношении товаров, помещенных под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" на основании сертификатов о происхождении товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области.
По результатам проведенных ревизий таможня составила акты, в которых указала на неправомерное использование ЗАО (с учетом момента реорганизации) переходных положений (глава 8 Закона N 16-ФЗ) по факту помещения продуктов переработки под режим ИМ40 ("выпуск для внутреннего потребления") без уплаты таможенных пошлин и налогов.
В связи с этим обществу выставлены оспариваемые требования об уплате таможенных платежей.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Суды правильно применили нормы материального права. Выводы судов основаны на правильном систематическом толковании положений таможенного, налогового и гражданского законодательства.
В силу пункта 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
В Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе N 16-ФЗ не закреплены правила, в соответствии с которыми может решаться вопрос о переходе права участника таможенных правоотношений на рассматриваемую льготу. Вместе с тем специальные правила Закона N 16-ФЗ не устанавливают прямого (специального) запрета на переход соответствующего права к правопреемнику по факту реорганизации.
В то же время согласно пункту 1 статьи 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 НК РФ).
Понятия, не указанные в пункте 1 статьи 11 ТК РФ, употребляются в Таможенном кодексе Российской Федерации в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 ТК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на него статьей 50 НК РФ, по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Таким образом, в случае реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица.
Действующие в спорном периоде положения Закона N 16-ФЗ как специальные нормы (с учетом их содержания и толкования в системном единстве с иными приведенными нормативными положениями) не могут рассматриваться как блокирующие общие нормы права, регулирующие отношения в связи с правопреемством юридических лиц и устанавливающие правовые последствия такого правопреемства. Заявитель как правопреемник соответствует установленному Законом N 16-ФЗ территориальному (зональному) критерию, имеет статус субъекта, зарегистрированного в Калининградской области, продолжает заниматься правомерной хозяйственной деятельностью, которой ранее занималось ООО, в связи с чем вправе претендовать на льготу переходного периода как значимую гарантию стабильности целого комплекса отношений, охраняемых законом.
В данном случае правовая позиция таможенного органа основана на неверном толковании норм материального права. В связи с этим доводы жалобы подлежат отклонению.
Оспариваемые требования не отвечают положениям материального закона.
Кассационная коллегия не усматривает правовых (материальных либо процессуальных) оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
При возбуждении кассационного производства судом, удовлетворено ходатайство таможни об отсрочке уплаты государственной пошлины (до рассмотрения жалобы по существу; том дела IX, листы 27, 35-36).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.08 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.08 по делу N А21-2206/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Калининградской областной таможни в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г. N А21-2206/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным Арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника