Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора Мещерякова И.С., при секретаре Мельниковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2333/2022 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Хроматограф" к Правительству Москвы о признании частично недействующими постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год", от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 29 ноября 2013 года принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", которое подписано Мэром Москвы и официально опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 10 декабря 2013 года.
Пунктом 1 постановления определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень на 2014 год).
Пунктом 1012 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0004020:1081, общей площадью 5 221, 3 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, дом 48А, строение 3.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее - Перечень на 2016 год). Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктами 3236, 3234 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в первоначальной редакции) в Перечень на 2015 год, пунктами 5979, 2154 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП) в Перечень на 2016 год соответственно включены здания с кадастровыми номерами 77:04:0004020:1081, 77:04:0004020:1074.
Пунктами 12872, 12875, 12877, 12881, 12883, 12884, 12878, 12873 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в Перечень на 2017 год, соответственно включены здания с кадастровыми номерами 77:04:0004020:1073, 77:04:0004020:1076, 77:04:0004020:1079, 77:04:0004020:1084, 77:04:0004020:1086, 77:04:0004020:1087, 77:04:0004020:1081, 77:04:0004020:1074.
Пунктами 13116, 13119, 13121, 13125, 13149, 13127, 13122, 13117, 13170, 13169, 13171 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в Перечень на 2018 год соответственно включены здания с кадастровыми номерами 77:04:0004020:1073, 77:04:0004020:1076, 77:04:0004020:1079, 77:04:0004020:1084, 77:04:0004020:1311, 77:04:0004020:1087, 77:04:0004020:1081, 77:04:0004020:1074, 77:04:0004020:2293, 77:04:0004020:2266, 77:04:0004020:2308.
Пунктами 14357, 14360, 14361, 14365, 14387, 14366, 14362, 14358, 14411, 14408, 14415, 14416 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в Перечень на 2019 год, пунктами 16283, 7317, 19291, 10278, 5515, 2905, 13297, 22330, 13299, 10279, 13300, 8285 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в Перечень на 2020 год, пунктами 13387, 13390, 13391, 13394, 13413, 13395, 13392, 13388, 13437, 13432, 13441, 13443 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в Перечень на 2021 год, пунктами 12760, 12763, 12764, 12767, 12781, 12768, 12765, 12761, 12802, 12798, 12806, 12808 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в Перечень на 2022 год соответственно включены здания с кадастровыми номерами 77:04:0004020:1073, 77:04:0004020:1076, 77:04:0004020:1079, 77:04:0004020:1084, 77:04:0004020:1311, 77:04:0004020:1087, 77:04:0004020:1081, 77:04:0004020:1074, 77:04:0004020:2293, 77:04:0004020:2266, 77:04:0004020:2308, 77:04:0004020:2311.
Открытое акционерное общество "Хроматограф" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими перечисленных выше пунктов, ссылаясь на то, что здания включены в Перечни незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются здания, не предусматривает размещение на них указанных объектов.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Представители заинтересованных лиц Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости в городе Москве, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", которые сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 НК РФ признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами:
77:04:0004020:1073, площадью 1 761, 2 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 1 (Далее - Здание 1);
77:04:0004020:1076, площадью 1 530, 1 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 5 (Далее - Здание 2);
77:04:0004020:1079, площадью 1834 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 9 (Далее - Здание 3);
77:04:0004020:1084, площадью 1 003, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 13 (Далее - Здание 4);
77:04:0004020:1311, площадью 240, 4 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 16 (Далее - Здание 5);
77:04:0004020:1087, площадью 571, 2 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 17 (Далее - Здание 6);
77:04:0004020:1081, площадью 5 221, 3 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 3 (Далее - Здание 7);
77:04:0004020:1074, площадью 4 259, 6кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 2 (Далее - Здание 8);
77:04:0004020:2293, площадью 487, 9 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 6 (Далее - Здание 9);
77:04:0004020:2266, площадью 1 453, 9 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д.48А, стр.14 (Далее - Здание 10);
77:04:0004020:2308, площадью 385 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 18 (Далее - Здание 11);
77:04:0004020:2311, площадью 681 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, д. 48А, стр. 12 (Далее - Здание 12).
Указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0004020:1026 с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3), для размещения объектов общественного питания (1.2.5), и для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)".
Нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0004020:1079 расположено также в границах земельного участка с кадастровым номером
77:04:0004020:2218 с видом разрешенного использования "объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5); объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств (1.2.9); объекты размещения складских предприятий (1.2.9)";
Нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0004020:2308 расположено также в границах земельного участка с кадастровым номером
77:04:0004020:113 с видом разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материальнотехнического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы, здания включены в вышеприведенные Перечни в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены. Здание 1, 3, 4, 10 включены в Перечни на 2021-2022 годы, Здание 7, 8 в Перечень на 2015-2022 годы также по фактическому использованию зданий.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы". До момента утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
В силу пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП. Так положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП (в редакции действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Из сравнительного анализа положений ст. 378.2 НК РФ, Методических указаний, Классификатора следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения", 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра 4.6. "общественное питание" размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
На момент принятия Перечней объектов недвижимого имущества на 2019-2022 годы действовали Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным Правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
В силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, объектом общественного питания или бытового обслуживания, четко указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, объекту общественного питания или бытового обслуживания должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги, и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы изменение, определенного Налоговым кодексом Российской Федерации, содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно юридико-техническая конструкция видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, являются смешанными, не в полной мере соответствуют критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет однозначно отнести объект капитального строительства к административно-деловому центру, торговому объекту, объекту общественного питания или бытового обслуживания.
В этой связи содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объектов недвижимости, расположенных на таком земельном участке, на основании Порядка определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, на что указывается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика"
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция) (пункт 1.2 Порядка).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес.
Пунктами 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития адрес и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Согласно пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения для целей настоящего Порядка используются следующее понятие офиса:
офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
В отношении здания 1 составлены акты Госинспекции по недвижимости от 14.10.2020 N 9121973/ОФИ, от 14.02.2022 N 91222762/ОФИ.
В отношении здания 2 составлены акты Госинспекции по недвижимости от 20.09.2017 N 9041584/ОФИ, от 16.02.2022 N 91222765/ОФИ.
В отношении здания 3 составлены акты Госинспекции по недвижимости от 14.10.2020 N 9121974/ОФИ, от 14.02.2022 N 91222767/ОФИ.
В отношении здания 4 составлены акты Госинспекции по недвижимости от 14.10.2020 N 9121975/ОФИ, от 14.02.2022 N 91222769/ОФИ
В отношении здания 5 составлен акт Госинспекции по недвижимости от 16.02.2022 N 91222771/ОФИ.
В отношении здания 6 составлен акт Госинспекции по недвижимости от 16.02.2022 N 91222772/ОФИ.
В отношении Здания 7 составлены акты Госинспекции по недвижимости от 17.10.2014 N 9043870, от 16.02.2022 N 91222764/ОФИ.
В отношении здания 8 составлены акты Госинспекции по недвижимости от 17.10.2014 N 9043871, от 15.02.2022 N 91222763/ОФИ.
В отношении здания N 9 составлен акт Госинспекции по недвижимости от 16.02.2022 N 91222766/ОФИ.
В отношении здания 10 составлены акты Госинспекции по недвижимости от 14.10.2020 N 9121976/ОФИ, от 14.02.2022 N 1222770/ОФИ.
В отношении Здания 11 составлен акт Госинспекции по недвижимости от 15.02.2022 N 91222773/ОФИ.
В отношении здания 12 составлен акт Госинспекции по недвижимости от 16.02.2022 N 91222768/ОФИ.
Согласно зафиксированным в п. 6.4 актов о фактическом использовании выводам актов от 14.10.2020 г. N 9121973/ОФИ, от 14.10.2020 г. N 9121974/ОФИ, от 14.10.2020 г. N 9121975/ОФИ, от 17.10.2014 N 9043870, от 17.10.2014 N 9043871, от 14.10.2020 N 9121976/ОФИ Здания 1, 3, 4, 7, 8, 10 используются для целей, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив указанные Акты о фактическом использовании в совокупности с другими доказательствами суд приходит к выводу, что они составлены с нарушением вышеприведенного Порядка, Акты не содержат фотоматериалов, свидетельствующих об использовании зданий более чем на 80 % как офисных, торговых, либо для размещения объектов общественного питания, либо бытового обслуживания.
В этой связи, суд считает, что предоставленные суду акты Государственной инспекции по недвижимости не соответствуют приведенным требованиям пунктов 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в них не приведены выявленные признаки размещения помещений, используемых под офисы или объекты торговли, соответствующие пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Приложенные к актам фото не подтверждают выводы Госинспекции.
При таких обстоятельствах вышеуказанные Акты не могут быть расценены судом как однозначно и достоверно подтверждающие факт использования более 20% от общей площади зданий в целях размещения офисов, торговли, поскольку они не отвечают требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Согласно объяснениям административного истца, а также представленным в материалы дела договорам аренды нежилых зданий, указанные выше спорные здания использовались следующим образом:
Здание 1 в период
с 2017-2022 гг. сдавалось в аренду организациям ООО "Ультраком", "ВНВ-ТЕКС", ООО "Кадим текстиль", ИП Михайлов О. В на основании договора аренды от 19.06.2017 N 01/17, дополнительного соглашения к договору N 2 от 25.12.2017; договора субаренды с 01.04.2020 по 28.02.2021; договора субаренды с 01.04.2020 по 28.02.2021; дополнительного соглашения от 31.08.2021 N 5 к договору N 01/17 от 19.06.2017; договора от 14.12.2021. Цель использования по договорам "склад, административное". В 2020 году площадь равная 892, 4 кв. м, в 2022 г. площадь равная 1 216, 2 кв.м не сдавалась в аренду, пустовала, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 2 в период с 2017-2022 гг. сдавалось в аренду организациям: ООО "Ультраком", ИП Михайлов О. В. на основании договора аренды от 19.06.2017 N 01/17, дополнительного соглашения от 29.09.2017 N 1, дополнительного соглашения от 25.12.2017 N 2, договора от 14.01.2020 N 01/20, договора от 19.06.2017 N 01/17, дополнительного соглашения от 30.09.2021 N 6, договора от 14.12.2021 N 01/21. Цель использования по договорам: "склад, административное".
Здание 3 с 2017-2022 гг. сдавалось в аренду организациям ООО "Ультраком", ИП Михайлов О. В. на основании договора аренды от 19.06.2017 N 01/17, дополнительное соглашение от 29.09.2017 N 1, договора от 14.01.2020 N 01/20, договора от 19.06.2017 N 01/17, дополнительного соглашения от 31.08.2021 N 5, договора от 14.12.2021 N 01/21. Цель использования по договорам: "склад, административное". Часть помещений в 2022 году не использовалась, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 4 с 2017-2022 гг. сдавалось в аренду организациям ООО "Ультраком", ИП Михайлов О. В. на основании договора аренды от 19.06.2017 N 01/17, дополнительное соглашение от 29.09.2017 N 1, договора от 14.01.2020 N 01/20, договора от 19.06.2017 N 01/17, дополнительного соглашения от 31.08.2021 N 5, договора от 14.12.2021 N 01/21. Цель использования по договорам "склад, административное".
Здание 5 с 2017-2018, 2021-2022 гг. сдавалось в аренду следующим организациям ООО "Ультраком", ИП Михайлов О. В. на основании договора аренды от 19.06.2017 N 01/17, дополнительного соглашения от 31.08.2021 N 5, договора от 14.12.2021 N 01/21, дополнительного соглашения от 18.01.2022 N 1. Цель использования по договорам: "склад, административное". На 2019-2020 гг. здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 6 с 2017-2018, 2020-2022 гг. сдавалось в аренду ООО "Ультраком" на основании договора аренды от 19.06.2017 N 01/17, дополнительного соглашения от 29.09.2017 N 1, дополнительного соглашения от 31.08.2021 N 5. Цель использования по договорам: "склад". В 2019 году здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 7 в период с 2014-2018, 2020-2022 гг. сдавалось в аренду организациям ООО УК "Хроматограф", ООО "Ультраком", ИП Михайлов О. В. на основании договора аренды от 01.04.2010 N 28/10, дополнительного соглашения от 31.12.2013 N 11, договора от 15.07.2016 N 01/16, дополнительного соглашения от 31.03.2016 N 12, договора N 01/17 от 19.06.2017, дополнительного соглашения от 29.09.2017 N 1, договора от 14.01.2020 N 01/20. Цель использования по договорам: "склад, административное". В 2019 году, частично в 2022 году здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 8 в период 2015-2018 сдавалось в аренду ООО УК "Хроматограф", в период 2020-2022 здание сдавалось в аренду ООО "Ультраком", ООО "СтарСервис" и ИП Михайлову О. В на основании договора аренды от 01.04.2010 г. N 28/10г, дополнительного соглашения от 31.12.2013 г. N 11, договора от 14.01.2020 г. N 01/20, договора от 15.09.2021 г. N 02/21. Цель использования по договорам: "склад". В 2019 году, частично в 2020 и 2022 годах здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 9 в период в 2018, 2020-2022 г.г. здание сдавалось в аренду ООО УК "Хроматограф", ООО "Ультраком", ИП Михайлову О. В. на основании договора аренды от 01.04.2010 г. N 28/10г, дополнительного соглашения от 31.12.2013 г. N 11, договора от 14.01.2020 г. N 01/20, договора от 14.12.2021 г. Цель использования по договорам: "склад, административное". В 2019 году здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 10 в период в 2018, 2020-2022 сдавалось в аренду ООО УК "Хроматограф", ООО "Ультраком", ИП Михайлову О. В. на основании договора аренды от 01.04.2010 г. N 28/10г, дополнительного соглашения от 31.12.2013 г. N 11, договора от 14.01.2020 г. N 01/20, договора от 14.12.2021 г. Цель использования по договорам: "склад, административное". В 2019 году здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 11 в 2018, 2020-2022 сдавалось в аренду ООО УК "Хроматограф", ООО "Ультраком", ИП Михайлову О. В. на основании договора аренды от 01.04.2010 г. N 28/10г, дополнительного соглашения от 31.12.2013 г. N 11, договора от 14.01.2020 г. N 01/20, договора от 14.12.2021 г. Цель использования по договорам: "склад, административное". В 2019 году здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Здание 12 в 2020-2022 г.г. сдавалось в аренду ООО "Ультраком", ИП Михайлову О. В. на основании договора от 14.01.2020 г. N 01/20, договора от 14.12.2021 г. Цель использования по договорам: "склад, административное". В 2019 году здание не использовалось, пустовало, что подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом.
Доказательств, опровергающих указанное использование зданий, административным ответчиком не представлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорные нежилые здания в юридически значимые налоговые периоды использовались для размещения складских помещений, не связанных с торговлей, и помещений, обеспечивающих работу этих складов.
Вопреки доводам административного ответчика понятие "административные", используемое в договорах аренды помещений в спорных нежилых зданиях не может трактоваться тождественно понятию "офис", закрепленному статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1.4. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Помещения, отнесенные в Актах обследования к офисам, используются административными службами арендаторов спорных зданий для размещения кабинетов административных работников, обеспечивающих надлежащую работу складского комплекса и составляют комплекс взаимосвязанных структур предприятия, а потому не являются офисами по смыслу вышеназванных положений.
Указанное объективно подтверждаются выводами актов Госинспекции от 14.02.2022 N 91222762/ОФИ, от 20.09.2017 N 9041584/ОФИ, от 16.02.2022 N 91222765/ОФИ, от 14.02.2022 N 91222767/ОФИ, от 14.02.2022 N 91222769/ОФИ, от 16.02.2022 N 91222771/ОФИ, от 16.02.2022 N 91222772/ОФИ, от 16.02.2022 N 91222764/ОФИ, согласно которым спорные нежилые здания не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о правомерности включения спорных объектов недвижимости в Перечень в период 2015-2022 годы по критерию фактического использования, исходя из сведений, полученных из сети "Интернет".
Наличие в сети "Интернет" сайтов тех или иных организаций с указанием адресов объектов недвижимости само по себе не свидетельствует о том, что данные организации фактически там находятся, а также не позволяет сделать выводы о том, какая площадь ими используется (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 29.08.2018 N 5-АПГ18-91).
Иных доказательств нахождения в здании офисных, торговых, объектов общественного питания, бытового обслуживания, занимающих более 20% от общей площади зданий, административным ответчиком не предоставлено, несмотря на то, что согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Законность заявленных административным истцом требований также подтверждается сведениями, содержащимися в экспликации поэтажного плана спорных зданий, согласно которым, назначение помещений не соответствует целям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Здание 1 включает в себя 939, 3 кв. м. производственных помещений, 821, 9 кв. м. учрежденческих помещений с наименованием "кабинет".
Здание 2 включает в себя 290, 2 кв. м. производственных помещений, 15, 7 кв. м. складских помещений.
Здание 3 имеет назначение "прочее".
Здание 4 имеет назначение "производственное".
Здание 5 имеет назначение "складское".
Здание 6 имеет назначение "гаражи".
Здание 7 имеет назначение "производственное".
Здание 8 имеет назначение "учрежденческое" с наименованием помещений "кабинет".
Здание 9 имеет назначение "складское".
Здание 10 имеет назначение "производственное".
Здание 11 имеет назначение "гаражи".
Здание 12 включает в себя 260, 5 кв. м. производственных помещений, 433, 3 кв. м. гаражей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях N19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований, поскольку вышеуказанные здания, включенные в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, не соответствуют критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2014-2022 гг.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующими заявленные в административном иске пункты постановлений Правительства Москвы с 1 января вышеуказанных налоговых периодов.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же процессуального закона.
В этой связи суд считает, что с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Хроматограф" к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2014 года пункт 1012 приложения 1 к постановлению постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 г."
Признать недействующим Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость":
с 01 января 2015 года в части пунктов 3236, 3234;
с 01 января 2016 года в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в части пунктов 5979, 2154;
с 01 января 2017 года в редакции постановления Правительства Москвы N 789-ПП от 29 ноября 2016 года "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в части пунктов 12872 12875 12877 12881 12883 12884 12878 12873;
с 01 января 2018 года в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" в части пунктов 13116, 13119, 13121, 13125, 13149, 13127, 13122, 13117, 13170, 13169, 13171;
с 01 января 2019 года в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в части пунктов 14357, 14360, 14361, 14365, 14387, 14366, 14362, 14358, 14411, 14408, 14415, 14416;
в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в части пунктов 15899, 15900 с 01 января 2020 года;
с 01 января 2021 года в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в части пунктов 13387, 13390, 13391, 13394, 13413, 13395, 13388, 13437, 13432, 13441, 13443;
с 01 января 2022 года в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" в части пунктов 12760, 12763, 12764, 12767, 12781, 12765, 12761, 12768, 12802, 12798, 12806, 12808.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу открытого акционерного общества "Хроматограф" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.