Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2008 г. N А26-858/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2009 г. N А26-858/2008
См. также определения Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Федерального государственного учреждения "Беломороско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" Шалонина А.А. (доверенность от 19.11.2008 N 02/31-08), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия Цурикова И.В. (доверенность от 17.11.2008), Кулавухова С.А. (доверенность от 08.08.2008), от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Лисовской В.Д. (доверенность от 30.11.2007 N 11/11), Ковалевой О.И. (доверенность от 11.02.2008 N 10-14-01/465),
рассмотрев 20.11.2008 в открытом судебном заседании после перерыва, объявленного 13.11.2008, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного учреждения "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2008 (судья Кохвакко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Петренко Т.И.) по делу N А26-858/2008,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление) от 18.12.2007 N 06-02-08/189.
К участию в деле привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Казначейство).
Решением от 16.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом сделан вывод о том, что оспариваемым предписанием не нарушены права и законные интересы заявителя.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2008 решение от 16.05.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными. В отзыве на кассационную жалобу Казначейство просит удовлетворить кассационную жалобу Учреждения, полагая ее обоснованной.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Управления и Казначейства доводы, изложенные в отзывах на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной в периоды с 14 по 27 августа и с 1 по 23 ноября 2007 года ревизии Управление пришло к выводу о нарушении Учреждением требований статей 38, 163, части 4 статьи 251 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в действовавшей в проверяемые периоды редакции). Учреждению вменено нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 2 995, 4 тыс. руб. при оплате расходов на приобретение основных средств в связи со строительством и реконструкцией охранным предприятием помещений для работников охраны, освещения и связи охраняемых объектов, а также неправомерное расходование бюджетных средств на перечисление аванса по уплате налога на имущество до наступления срока оплаты. Названные нарушения зафиксированы в акте от 23.11.2007, а представлением Управления от 18.12.2007 Учреждению указано на совершение этих нарушений и предложено принять меры по их недопущению в дальнейшем, а также проинформировать административный орган о результатах рассмотрения представления.
Полагая представление от 18.12.2007 неправомерным, Учреждение оспорило его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие этого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое представление не нарушает прав' и законных интересов Учреждения и не создает препятствий для осуществления им хозяйственной деятельности. Само по себе предложение рассмотреть представление и дать на него ответ, обоснованно не расценено судом в качестве основания для признания оспариваемого акта неправомерным по смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направленное Учреждению Министерством финансов Российской Федерации извещение об изменении (сокращении) лимита бюджетных обязательств на сумму 2 995, 4 тыс. руб., как установлено судом по материалам дела, принято не на основании оспариваемого представления, а на основании самостоятельного анализа представленных Управлением материалов ревизии. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Уведомление об уменьшении лимита бюджетных обязательств оспорено Учреждением в Арбитражном суде города Москвы.
Кроме того, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности указания Управлением в оспариваемом представлении на нецелевое использование Учреждением бюджетных средств при оплате расходов, возникших в связи с приобретением основных средств, выделенных по подстатье 226 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Прочие услуги". Оплату приобретенных в рамках договора от 12.01.2006 N 38 об оказании охранных услуг основных средств следовало осуществлять за счет средств федерального бюджета по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств". Довод Учреждения об отсутствии возможности отнесения этих расходов на названную статью в связи с их спецификой (возведение служебно-бытового караульного помещения, ограждение периметра объекта и другие), приведенный в подтверждение обоснованности их отнесения на "Прочие услуги", кассационной инстанцией отклоняется как неправомерный и не свидетельствующий об отсутствии нарушений в использовании бюджетных средств. То обстоятельство, что досрочная уплата Учреждением налога на имущество не является в соответствии с действующим законодательством нецелевым использованием бюджетных средств и необоснованно вменена Управлением в качестве соответствующего финансового нарушения, не может быть расценено как основание для признания неправомерным оспариваемого представления, не возлагающего на Учреждение каких-либо обязанностей и не создающих препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности.
При таком положении, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 по делу N А26-858/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2008 г. N А26-858/2008
Текст постановления предоставлен Федералным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ привдится с сохранением орфографии и пунктуации источника