Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "Трансавтолиз" фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Трансавтолиз" фио на постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 17 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Трансавтолиз", УСТАНОВИЛ :
9 июня 2021 года заместителем начальника отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасностью Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора) в отношении ООО "Трансавтолиз" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Перовский районный суд города Москвы, которое определением судьи Перовского районного суда города Москвы от 23 августа 2020 года передано по подведомственности в Останкинский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 17 января 2022 года ООО "Трансавтолиз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Трансавтолиз" фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что на основании указа Мэра Москвы от 14 марта 2022 года N 14-УМ с 15 марта 2022 года отменена обязанность ношения средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок) на территории города Москвы, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ; совокупность представленных доказательств не является достаточной для вывода о виновности Общества в совершении административного правонарушения; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, так как в нём не указаны время и место совершения административного правонарушения; ООО "Трансавтолиз" предпринимало необходимые и достаточные меры для соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективом и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании защитник ООО "Трансавтолиз" фио поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления Роспотребнадзора фио просила отказать в удовлетворении жалобы, считая постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Трансавтолиз" фио, представителя Управления Роспотребнадзора фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании подп. "а, у, ф" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20), которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности (п. 1.2 СП 3.1.3597-20).
В соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров.
Согласно материалам дела, 27 мая 2021 года в 16 часов 00 минут в рамках проведения административного расследования в отношении ООО "Трансавтолиз", расположенного по адресу: адрес, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно: не обеспечен контроль за применением работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора): водители транспортных средств, имеющих регистрационный знак ТС (бортовой номер...),... (бортовой номер...),... (бортовой номер...),... (бортовой номер...),... (бортовой номер...),... (бортовой номер...),... (бортовой номер...), при оказании услуг по перевозке пассажиров по регулярным городским маршрутам не применяют средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), что является нарушением ст. ст. 11, ч. 1 и ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 1.1, 4.2 и 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённой постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года.
Действия ООО "Трансавтолиз" квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 9 июня 2021 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13 мая 2021 года; фотоматериалом; выпиской из ЕГРЮЛ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Трансавтолиз" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, факт совершения ООО "Трансавтолиз" административного правонарушения, помимо протокола об административном правонарушении от 9 июня 2021 года, подтверждается фотоматериалом, из которого следует, что водители транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа городскими и пригородными маршрутами перевозчиком ООО "Трансавтолиз" находятся на рабочих местах без средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок или респираторов). В салоне транспортных средств размещена информация об оказании услуг перевозки именно ООО "Трансавтолиз", в связи с чем оснований сомневаться в том, что в ходе производства по делу субъект административного правонарушения установлен неверно, оснований не имеется.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нахождения работников ООО "Трансавтолиз" без средств индивидуальной защиты органов дыхания, свидетельствует о том, что Обществом не принимаются необходимые и достаточные меры для обеспечения соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, не проводится контроль за ношением работниками средств индивидуальной защиты, разъяснительные беседы с водителями и другие мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19.
Действия ООО "Трансавтолиз" правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении не указаны время и место совершения административного правонарушения, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённых в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В ходе рассмотрения дела установлено невыполнение ООО "Трансавтолиз" требований ст. ст. 11, ч. 1 и ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 1.1, 4.2 и 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённой постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года, то есть административное правонарушение совершено в форме бездействия, следовательно, местом совершения административного правонарушения в данном случае является юридический адрес ООО "Трансавтолиз": адрес. Указанное административное правонарушение выявлено должностными лицами Роспотребнадзора в ходе проведения административного расследования 27 мая 2021 года в 16 часов 00 минут. Приведённые данные указаны в протоколе об административном правонарушении, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Равным образом ссылка заявителя на наличие оснований для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не влечёт удовлетворение жалобы, так как согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения административного правонарушения.
ООО "Трансавтолиз" вменено нарушение ст. ст. 11, ч. 1 и ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 1.1, 4.2 и 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённой постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года, действующих как на момент совершения административного правонарушения, так и рассмотрения дела, в связи с чем оснований для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не имеется.
Довод жалобы о нарушении правил подсудности не обоснован.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Как следует из материалов дела, 13 мая 2021 года по настоящему делу вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Управление Роспотребнадзора по городу Москве находится по адресу: адрес, 3, 4, который относится к подсудности Останкинского районного суда города Москвы.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их допустимость и достоверность. Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, судья пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Трансавтолиз" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Постановление судьи в части назначения Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Трансавтолиз" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 17 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Трансавтолиз" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Трансавтолиз" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.