Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2008 г. N А56-6958/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Конецкой Е.Ю. (доверенность от 09.01.2008 N 03-05/05), от общества с ограниченной ответственностью "Жилищное Хозяйство" Царукяна К.П. (доверенность от 01.01.2008),
рассмотрев 13.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Згурская М.Л.) по делу N А56-6958/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное Хозяйство" (далее - Общество; ООО "ЖХ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области от 29.01.2008 N 12-05/4919.
Общество также заявило ходатайство о взыскании с налогового органа 15 000 руб. судебных издержек - расходов на оплату оказанных ему юридических услуг.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции от 29.01.2008 N 12-05/4919 в части доначисления Обществу 1 844 049 руб. 73 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 308 783 руб. 76 коп. пеней и привлечения его к налоговой ответственности в виде взыскания 368 809 руб. 95 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и отказал ООО "ЖХ" в удовлетворении заявления о взыскании с Инспекции судебных расходов.
Постановлением апелляционного суда от 24.07.2008 решение суда первой инстанции от 23.04.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований и принять по делу новое решение. Податель жалобы считает, что бюджетные средства, перечисленные Обществу Комитетом социальной защиты населения администрации Волховского муниципального района, подлежат включению в облагаемую НДС базу, поскольку получены им не на покрытие убытков от реализации жилищно-коммунальных услуг, оказанных льготным категориям граждан, а на оплату этих услуг.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, в проверяемом периоде Общество оказывало населению услуги по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту жилого фонда по государственным регулируемым тарифам.
Налоговый орган провел выездную проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
В числе прочих нарушений Инспекция установила, что Общество оказывало жилищно-коммунальные услуги населению, в том числе льготным категориям граждан, и выставляло им счета-фактуры с учетом НДС. В 2006 году при исчислении НДС налогоплательщик не включил в налогооблагаемую базу денежные средства (субвенции), полученные от Комитета социальной защиты населения администрации Волховского муниципального района, которые, по мнению налогового органа, перечислены Обществу в качестве платы за оказанные услуги, а не на покрытие убытков, связанных с реализацией жилищно-коммунальных услуг по льготным тарифам.
Решением от 29.01.2008 N 12-05/4919 Инспекция доначислила Обществу 1 844 049 руб. 73 коп. НДС, начислила 308 783 руб. 76 коп. пеней и привлекла его к ответственности в виде взыскания 368 809 руб. 95 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в этой части в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, указав на то, что денежные средства, получаемые Обществом из бюджета, предоставлялись ему на покрытие убытков, возникших в результате оказания жилищно-коммунальных услуг населению по льготным ценам. Следовательно, налогоплательщик обоснованно не включал указанные дотации в облагаемую НДС базу и правомерно исчислял сумму налога, исходя из фактических цен реализации услуг.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (абзац 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Общество оказывало жилищно-коммунальные услуги населению, в том числе гражданам, имеющим предусмотренные законодательством льготы по оплате этих услуг.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" решением Совета депутатов муниципального образования города Волхова Волховского муниципального района Ленинградской области для населения установлены соответствующие ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Постановлением правительства Ленинградской области от 27.11.2003 N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" утверждено Положение об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Положение).
В пункте 1.2 Положения указано, что субсидия (скидка, компенсация) на оплату содержания и ремонта жилья (технического обслуживания), капитального ремонта, найма жилого помещения (далее - оплата жилья) и коммунальных услуг - это мера социальной защиты, устанавливаемая как социальная гарантия обеспечения прав граждан в жилищной сфере при расчете за жилищно- коммунальные услуги. Согласно пункту 1.14 Положения субсидия предоставляется гражданину (семье) в безналичной форме, в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги, если иной порядок не установлен нормативными и правовыми актами Ленинградской области.
Как видно из материалов дела, на основании заключенных договоров Комитет социальной защиты населения администрации Волховского муниципального района в рамках реализации общероссийской программы оказания социальной помощи населению и в пределах выделенных ассигнований перечисляет Обществу средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам жилищно-коммунальных услуг по установленным тарифам.
Правомерность получения Обществом денежных средств и их целевое использование Инспекцией не оспариваются.
В результате исследования и оценки представленных в материалы дела документов (оборотно-сальдовые ведомости, платежные поручения) судами установлено, что Общество получало из бюджета денежные средства (дотации) на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг льготным категориям граждан.
С 01.01.2006 Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" пункт 2 статьи 154 НК РФ дополнен следующим абзацем: "суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются".
По смыслу положений пункта 1 статьи 146 НК РФ и пункта 2 статьи 154 НК РФ денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и не включаются в облагаемую НДС базу. Налог подлежит исчислению и уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Поскольку потребители оплачивали оказанные Обществом услуги по установленным тарифам, а убытки, связанные с применением ООО "ЖХ" этих тарифов, покрывались за счет дотаций из местного бюджета в размере разницы между утвержденными тарифами и фактическими ценами реализации услуг, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ налоговая база должна определяться как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для включения полученных Обществом дотаций в облагаемую НДС базу, доначисления налога и начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
Кассационная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными, а жалобу Инспекции, доводы которой основаны на неправильном толковании норм материального права, не подлежащей удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А56-6958/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. N А56-6958/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника