Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2022 г.
по административному делу по административному иску Мартынова А.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мартынов А.А. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа в бесплатном предоставлении земельного участка N 173 в ДНТСН "Кинотехника" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 601 кв.м, в собственность и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка бесплатно.
В обоснование требований указано, что на основании решения общего собрания членов ДНТ "Кинотехника" от 4 мая 2014 г..Мартынову А.А. распределен в собственность земельный участок N площадью 601 кв.м, выделенный из земельного участка 10, 5 га, находящегося в коллективно-долевой собственности данного некоммерческого товарищества согласно свидетельству о праве собственности на землю N, выданному на основании решения главы администрации г..Ставрополя от 7 октября 1992 г..N 1599. Выделенный административному истцу земельный участок 19 марта 2015 г..поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера "данные изъяты". 26 июня 2021 г..административным истцом подано в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя заявление о предоставлении в собственность бесплатно данного земельного участка, однако уведомлением от 19 августа 2021 г..N 08/16-7085с принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 1 января 2019 г..для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация" по тем основаниям, что представленная выписка из протокола решения общего собрания членов ДНТ "Кинотехника" от 4 мая 2014 г..не содержит необходимых сведений об общей списочной численности членов, численности присутствующих на собрании, результаты голосования, информации о лицах, подписавших протокол, дату выдачи выписки, и не может являться основанием для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Кроме того, утвержденный проект организации и застройки территории ДНТСН "Кинотехника", проект межевания данной территории отсутствуют, согласование схемы организации дачного некоммерческого товарищества "Кинотехника" от 2011 г..отменено в 2013 г, а площадь ДНТСН "Кинотехника", содержащаяся в информационной системе Администрации города Ставрополя, превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе товарищества более, чем на 10 процентов. Мартынов А.А. полагал, что решение является незаконным, так как приведенные основания для отказа не предусмотрены нормативно-правовыми актами, регулирующими вопрос предоставления данной муниципальной услуги.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2022 г, требования Мартынова А.А. удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, поданной 21 ноября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, в 1992 г. садовому товариществу "Кинотехника" (в последствии - дачное некоммерческое товарищество "Кинотехника", дачное некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Кинотехника", ОГРН "данные изъяты", ИНН "данные изъяты", создано до 1 июля 2002 г.) предоставлен в коллективно-долевую собственность земельный участок площадью 10, 5 га, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю N, выданным на основании решения главы администрации города Ставрополя от 7 октября 1992 г. N 1599.
Решением общего собрания членов дачного некоммерческого товарищества "Кинотехника" от 4 мая 2014 г. Мартынову А.А. распределен в собственность земельный участок N 173 площадью 601 кв.м, выделенный из земельного участка 10, 5 га, находящегося в коллективно-долевой собственности товарищества согласно свидетельству N 127/3, о чем имеется выписка из протокола собрания.
Выделенный Мартынову А.А. земельный участок 19 марта 2015 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:12:031805:343, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 октября 2021 г. N.
26 июля 2021 г. Мартынов А.А. через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением N 30_8-65221 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 601 кв.м, в ДНТСН "Кинотехника".
Уведомлением от 19 августа 2021 г. N 08/16-7085с, подписанным заместителем главы Администрации г. Ставрополя, руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя КравченкоД.С, административный истец извещен об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация" в отношении земельного участка N 173 с кадастровым номером 26:12:031805:343 площадью 601 кв.м в ДНТСН "Кинотехника".
Удовлетворяя требования Мартынова А.А, суд первой инстанции признал отказ в предоставлении муниципальной услуги незаконным, придя к выводу о том, что выписка из протокола общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации имеет необходимые для принятия решения сведения, ссылка отклонив довод о том, что она должна содержать все сведения, указанные в протоколе общего собрания членов товарищества, как не основанный на законе, а превышение площади ДНТСН "Кинотехника" более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах садоводческого товарищества "Кинотехника" не могло быть основанием для отказа в оказании муниципальной услуги по предоставлению административному истцу земельного участка в собственность бесплатно, так как такое основание для отказа отсутствует в пункте 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 13г-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Кроме того, приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 2 ноября 2020 г. N 5-Г1 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация", который также не содержит приведенные административным ответчиком основания для отказа.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела, судебные акты принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены условия передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения партнерства и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции на дату обращения Мартынова А.А. с заявлением) до 1 марта 2022 г. члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 названного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческое организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Судами при разрешении требований по существу установлено, что вопреки распределению бремени доказывания, доказательства отсутствия наличия таких условий административным ответчиком не представлено.
Из представленных административным истцом доказательств следует, что ему, как члену садоводческого товарищества, был распределен земельный участок, следовательно, он приобрел право пользования данным земельным участком на законных основаниях, а не путем самозахвата либо иным противоправным способом. Более того, согласно ответу архивного отдела Администрации города Ставрополя от 28 июля 2021 г. N 2727, сообщено об отсутствии сведений об издании постановлений либо выдаче свидетельств в отношении данного земельного участка N в садоводческом товариществе "Кинотехника". Таким образом, распределение данного земельного участка иному лицу исключено.
Наличие земельного участка, выделенного административному истцу в 2014 году в границах имеющегося ДНТСН "Кинотехника", подтверждается совокупностью представленных им доказательств. Каких-либо доказательств подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок не входил в садоводческое товарищество, относится к иным землям населенного пункта, административным ответчиком не представлено.
Доводы жалобы об отсутствии подлинника протокола общего собрания членов некоммерческой организации были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая оценка. Копия выписки из протокола собрания членов дачного некоммерческого товарищества, представленная административным ответчиком, содержит штамп указывающий, что он сверен Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с подлинником. Данная выписка из протокола собрания членов садоводческого товарищества содержит указание на протокол общего собрания членов товарищества, из которого она сделана, в том числе, на дату проведения собрания, место проведения, а также указание на решение собрания. Отсутствие в выписках указания на списочное количество членов садоводческого товарищества, количестве проголосовавших, не является нарушением требования какого-либо нормативного правового акта, влекущего недействительность такой выписки.
Судами также мотивированно отклонены доводы о различии площади территории садоводческого товарищества, выяснение причин таких противоречий, их устранение, а равно приведение в соответствие публичных сведений возлагается на соответствующие органы власти, но не на физическое лицо, в пользовании которого находится входящий в территорию садоводческого товарищества земельный участок.
Таким образом, судами обоснованно установлено несоответствие оспариваемого отказа действующим нормам права с возложением обязанности повторно рассмотреть обращение административного истца с целью восстановления нарушенного права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 601 кв.м, в ДНТСН "Кинотехника", снят с кадастрового учета, что влечет неисполнимость решения суда, подлежат отклонению, так как дата снятия земельного участка с кадастрового учета 1 марта 2022 г. состоялась после вынесения решения суда. Данное обстоятельство само по себе не может повлечь отмену постановленного судебного акта, который вынесен при наличии у суда достоверных и достаточных доказательств о существовании сведений о государственном кадастром учете объекта недвижимости, последующее исключение сведений о котором из Единого государственного реестра недвижимости может являться предметом самостоятельного рассмотрения либо разрешения вопросов в ходе исполнения судебного акта.
При таком положении решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2022 г. подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.