Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гулого Николая Федоровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о признании незаконным отказа в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, включении периода деятельности в стаж работы в сельском хозяйстве и возложении обязанности установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Гулый Н.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр установлений пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе, в котором просил:
- признать незаконным решение Государственного учреждения - Центр установлений пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе от 25 сентября 2020 года N об отказе Гулому Н.Ф. в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии;
- включить Гулому Н.Ф. в страховой стаж работы в сельском хозяйстве для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии период его деятельности с 01 августа 2001 года по 30 декабря 2003 года и с 01 января 2004 года по 10 августа 2004 года в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Горный" в должности старший группы РОСМ;
- возложить на Государственное учреждение - Центр установлений пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе обязанность установить Гулому Н.Ф. с 01 января 2019 года повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 ноября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 08 декабря 2021 года исковые требования Гулого Н.Ф. удовлетворены.
Признан незаконным отказ государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе от 25 сентября 2020 года N в установлении Гулому Н.Ф. повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю возложена обязанность включить Гулому Н.Ф. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 августа 2001 года по 30 декабря 2003 года и с 01 января 2004 года по 10 августа 2004 года в должности старший группы РОСМ в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Горный".
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю возложена обязанность установить с 01 января 2019 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 мая 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика, ссылаясь на Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, указывает, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чьи должности поименованы в указанном Списке, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем отсутствуют законные основания для включения Гулому Н.Ф в стаж работы в сельском хозяйстве спорных периодов работы в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Горный" в должности "старший группы РОСМ", поскольку должность не поименована в Списке, и установить соответствие данной должности указанным в Списке должностям не представляется возможным. Критикует возможность подтверждения свидетельскими показаниями характера и условий труда, поскольку данный вид подтверждения в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" запрещен, а положениями статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Полагает, что никаких документов в отношении трудовой деятельности, а также характера и условий труда истца не предоставлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 01 января 2015 года Гулый Н.Ф. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
18 сентября 2020 года Гулый Н.Ф. обратился в Государственное учреждение - Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду наличия 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве.
25 сентября 2020 года решением Государственного учреждения - Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе N Гулому Н.Ф. отказано в установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку стаж работы истца в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, составляет менее 30 лет.
По подсчетам пенсионного органа стаж работы Гулого Н.Ф. в сельском хозяйстве составил 29 лет 10 месяцев 28 дней.
Пенсионным органом в стаж работы Гулого Н.Ф. в сельском хозяйстве не включены периоды работы с 01 августа 2001 года по 30 декабря 2003 года и с 01 января 2004 года по 10 августа 2004 года в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Горный" в должности "старший группы РОСМ", что расшифровывается как рабочий отряд содействия милиции.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Гулого Н.Ф, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Список N1440), Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что в оспариваемые периоды Гулый Н.Ф. работал в сельскохозяйственном кооперативе, основным видом деятельности которого являлось сельское хозяйство, являлся работником РОСМ в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Горный" с вменением обязанностей по охране сельскохозяйственных производственных объектов кооператива, проживает в сельской местности и не осуществляет иную трудовую деятельность.
Поскольку с учетом включенных периодов с 01 августа 2001 года по 30 декабря 2003 года, с 01 января 2004 года по 10 августа 2004 года стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет более 30 лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец Гулый Н.Ф. имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", в силу чего требования Гулого Н Ф. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом включенного стажа счел подлежащими удовлетворению.
С указанными выводами и их обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что истец осуществлял трудовую деятельность в период с 01 августа 2001 года по 30 декабря 2003 года и с 01 января 2004 года по 10 августа 2004 года в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, фактически выполнял работу в должности "рабочего по охране сельскохозяйственных производственных объектов", что подтверждено в ходе рассмотрения дела совокупностью имеющихся в деле доказательств. Несоответствие наименования должности "старший группы РОСМ", которую занимал истец в спорные периоды, должности, включенной в Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, не влияет на пенсионные права истца, при том, что Гулым Н.Ф. реально выполнялись работы, поименованные названным Списком.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований, указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
В разделе 1 Списка наименование работ, производств сельского хозяйства предусмотрено растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация).
В разделе 1 Списка наименований профессий, должностей, специальностей поименована должность рабочих всех наименований, занятых растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов, (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство.
В разделе 2 Списка наименование работ, производств сельского хозяйства предусмотрено животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В разделе 2 Списка наименований профессий, должностей, специальностей предусмотрена должность: рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, также ветеринарный санитар.
Из трудовой книжки колхозника N на имя Гулого Н.Ф. следует, что истец с 1969 года по 1998 год работал в колхозе "Память Ленина".
Колхоз "Память Ленина" в 1998 года реорганизован в коллективное сельскохозяйственное предприятие "Память Ленина". На данном предприятия истец проработал с 1998 года до 31 июля 2001 года в должности РОСМ.
С 01 августа 2001 года по 30 декабря 2003 года истец работал в сельскохозяйственном производственном кооперативе "Горный" в должности "старший группы РОСМ".
Судами также установлено, что из свидетельства о государственной регистрации сельскохозяйственного производственного кооператива "Горный", Устава сельскохозяйственного производственного кооператива "Горный" следует, что основным видом деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива "Горный" являлось выращивание зерновых культур (кроме риса) бобовых, масличных культур, выращивание косточковых фруктов и др, то есть растениеводство и животноводство, и сельскохозяйственный производственный кооператив "Горный" является сельскохозяйственным предприятием.
В спорные периоды Гулый Н.В. зарегистрирован в сельской местности.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие в Списке N1440 должности "старший группы РОСМ", при наличии в данном Списке указания на рабочих всех наименований, занятых растениеводством, животноводством и рыбоводством, не лишает истца права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Довод кассационной жалобы относительно недопустимости подтверждения специальных условий труда свидетельскими показаниями заслуживает внимания, но не влечет в данном случае отмену постановленных по делу судебных актов, поскольку в их обоснование суды ссылались также и на письменные доказательства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в оспариваемом судебном акте отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 мая 2022 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.