Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 декабря 2008 г. N А56-46364/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 августа 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Ленсоветовское" Кузнецовой Ю.В. (доверенность от 23.10.2008), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Жарковой Л.М. (доверенность от 28.12.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ленсоветовское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2008 по делу N А56-46364/20О7 (судья Захарова М.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Ленсоветовское" (далее - ЗАО "Ленсоветовское") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:
- обязать администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - администрация Колпинского района) в месячный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу обеспечить приемку, а Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - Жилищное агентство) принять на баланс жилые дома N 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Совхозный проспект;
- обязать государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" в лице филиала - Юго-Западный "Водоканал" (далее - ГУП "Водоканал") в тот же срок принять на баланс самотечные канализационные сети указанных жилых домов, а также канализационную насосную станцию и напорные сети канализации отд. Большевик;
- обязать Комитет по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга (далее - КЭиИО) в тот же срок определить специализированную эксплуатирующую организацию, на баланс которой подлежат передаче сети наружного (уличного) освещения по Совхозному проспекту поселка Петро-Славянка, и получить согласие этой эксплуатирующей организации на их приемку.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ).
Решением от 01.08.2008 в иске отказано.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Ленсоветовское" просит отменить принятый судебный акт и удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ЗАО "Ленсоветовское" поддержал доводы жалобы, а представитель ГУП "Водоканал" просил оставить принятое по делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при реорганизации совхоза "Ленсоветовский" в акционерное общество закрытого типа "Ленсоветовское" (в настоящее время - ЗАО "Ленсоветовское") жилые дома N 12, 14, 15, 16, 20, 22, 28, 30, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Совхозный проспект, остались в государственной собственности и были переданы истцу на баланс.
В соответствии с приложением 4 к распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.97 N 21-р "О содержании ведомственных жилых домов, общежитий, инженерных сетей и сооружений" указанные дома, как не вошедшие в состав имущества, подлежащего приватизации, и оставшиеся в государственной собственности, включены в адресную программу приемки ведомственного жилищного фонда на 1997 год.
Пунктом 1 названного распоряжения предписано осуществить поэтапную передачу ведомственного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности и хозяйственном ведении либо фактическом владении приватизированных либо приватизируемых предприятий, в ведение государственных эксплуатационных организаций. Комитету по содержанию жилищного фонда поручено обеспечить контроль за приемкой жилых домов до 30.09.97 согласно приложению 4 независимо от технического состояния указанных объектов для технического обслуживания и ремонта районными и специализированными государственными эксплуатационными организациями (пункт 5.2 распоряжения), главам территориальных органов администрации Санкт-Петербурга - приемку для технического обслуживания и ремонта районными государственными эксплуатационными организациями ведомственных жилых домов согласно приложению 4 независимо от технического состояния (пункт 6.1 распоряжения), а государственному предприятию "ТЭК Санкт-Петербурга" и ГУП "Водоканал" - принять в хозяйственное ведение или в эксплуатацию оборудование, наружные тепловые (независимо от принадлежности к теплоисточнику), водопроводные, канализационные сети, в том числе транзитные в подвалах жилых зданий, ведомственного жилищного фонда и общежитий, принимаемых согласно адресным перечням приемки-передачи ведомственного жилищного фонда и общежитий, а также оборудование и инженерные сети ведомственного жилищного фонда и общежитий, ранее принятых на баланс Государственного производственного ремонтно-эксплуатационного предприятия по перечню, представленному Комитетом по содержанию жилищного фонда, в границах в соответствии с пунктом 5 Временного положения о порядке приемки-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства на баланс государственных эксплуатационных организаций (далее - Временное положение) независимо от их технического состояния и способов прокладки (пункт 10 распоряжения).
Согласно пункту 3 Временного положения (приложение 1 к распоряжению от 10.01.97 N 21-р) ведомственные жилые строения подлежат приемке на баланс государственными эксплуатационными предприятиями только после передачи владельцем наружных сетей и сооружений, а также внутренних сетей и оборудования газоснабжения на баланс или на обслуживание специализированным эксплуатационным предприятиям города.
Распоряжением КУГИ от 30.09.99 N 1503-р определены порядок и условия передачи специализированным эксплуатирующим организациям объектов инженерной инфраструктуры (наружных инженерных сетей и сооружений систем водоснабжения, теплоснабжения, наружных сетей и сооружений уличного освещения, наружных и внутренних газопроводов, линий электропередач и т. д.).
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Ленсоветовское" во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.97 N 21-р неоднократно обращалось по вопросу передачи жилых домов и наружных сетей в указанные в названном распоряжении органы и предприятия, которые должны обеспечить приемку жилых домов и сетей, в том числе в администрацию Колпинского района, КЭиИО и ГУП "Водоканал". Однако решение о приемке этих объектов не принято до настоящего времени.
ЗАО "Ленсоветовское", ссылаясь на то, что оно много лет осуществляет несвойственные ему функции по содержанию жилых домов и инженерной инфраструктуры, являющихся государственной собственностью, и с 1997 года предприняло все зависящие от него меры по передаче данных объектов в ведение государственных эксплуатационных организаций, обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Суд, отказывая в удовлетворении требований, указал следующее: ЗАО "Ленсоветовское" не доказало, что им соблюдена процедура передачи жилых домов и инженерных сетей, предусмотренная распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.97 N 21-р и распоряжением КУГИ от 30.09.99 N 1503-р, и совершены все необходимые действия, предусмотренные данными нормативно-правовыми актами.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод недостаточно обоснованным и не соответствующим материалам дела.
Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.97 N 21-р установлено, что названные жилые дома подлежат передаче в ведение государственных эксплуатационных организаций. Этим же распоряжением и распоряжением КУГИ от 30.09.99 N 1503-р определены государственные органы и территориальные органы администрации Санкт-Петербурга, специализированные организации, которые должны обеспечить приемку жилых домов и инженерных сетей и сооружений.
В рассматриваемом случае администрация Колпинского района не может обеспечить приемку Жилищным агентством названных жилых домов ввиду того, что специализированные государственные обслуживающие организации не приняли на баланс наружные сети и сооружения. Следовательно, для правильного разрешения настоящего спора необходимо установить, по каким причинам не осуществлена приемка наружных сетей и сооружений специализированными организациями.
КЭиИО, который согласно разделу 2 приложения к распоряжению от 30.09.99 N 1503-р должен определить, какой специализированной эксплуатирующей организации и на каких правовых основаниях подлежат передаче объекты инфраструктуры, и получить согласие этой организации на их приемку, ссылается на то, что ЗАО "Ленсоветовское" не обратилось к нему с соответствующим заявлением об определении такой организации. Однако ссылка КЭиИО на отсутствие заявки на передачу объектов не может служить основанием для невыполнения КЭиИО процедуры по передаче данных объектов, поскольку на основании такой заявки КЭиИО определяет специализированную организацию, а такая организация уже, как видно из писем этого комитета, определена. КЭиИО не указал иных причин, препятствующих выполнению процедуры передачи объектов, предусмотренной разделом 2 приложения к распоряжению от 30.09.99 N 1503-р. Кроме того, КЭиИО не определил перечень тех документов, которые, по его мнению, ЗАО "Ленсоветовское" должно было представить и не представило, а суд данный вопрос не исследовал.
Представитель ГУП "Водоканал" в судебном заседании кассационной инстанции пояснил, что данное предприятие не может принять инженерные сети и оборудование на свой баланс по следующим причинам: ЗАО "Ленсоветовское" не представило паспорт на канализационную насосную станцию и правоустанавливающие документы на этот объект; отсутствует распоряжение КУГИ о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием.
Однако подлежащее передаче инженерное оборудование является государственным имуществом, а не собственностью ЗАО "Ленсоветовское", в связи с этим возложение на заявителя обязанности представить правоустанавливающие документы на это оборудование неправомерно.
В соответствии с пунктом 2.1.6 приложения к распоряжению от 30.09.99 N 1503-р издание КУГИ распоряжения о закреплении объектов инженерной инфраструктуры за специализированной эксплуатирующей организацией возможно только на основании документов, представляемых КЭиИО и передающей организацией, в том числе после составления актов приема-передачи оборудования, подписанных передающей и принимающей организациями. При таком положении неверным является вывод суда о том, что отсутствие распоряжения КУГИ связано с несоблюдением ЗАО "Ленсоветовское" порядка, предусмотренного в приложении к распоряжению от 30.09.99 N 1503-р.
В связи с изложенным обжалуемое решение подлежит отмене, а дело -передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует предложить заявителю уточнить заявленные требования и определить круг лиц, которым эти требования адресованы; установить, по какой причине в нарушение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 10.01.97 N 21-р не осуществлена передача названных жилых домов, инженерных сетей и сооружений, являющихся государственной собственностью, в ведение эксплуатационных организаций, какие действия, необходимые для осуществления такой передачи, должны быть выполнены заявителем и имеет ли он объективную возможность их выполнить; с учетом установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.
08.2008 по делу N А56-46364/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий |
Л.Л. Грачева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
И.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. N А56-6364/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника