Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 ноября 2008 г. N А66-4789/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области Захаровой И.А. (доверенность от 29.12.2007), Кочетова А.В. (доверенность от 29.12.2007),
рассмотрев 25.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.07.2008 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-4789/2008,
установил:
Индивидуальный предприниматель Баскакова Юлия Александровна (далее - Баскакова Ю.А.) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области (далее - Инспекция) от 03.07.2008 N 147-04 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 29.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2008, заявленные требования удовлетворены, постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Жалоба рассмотрена без участия Баскаковой Ю.А., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 04.06.2008 Инспекцией проведена проверка соблюдения Баскаковой Ю.А. порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций за период с 26.05.2008 по 03.06.2008 в принадлежащем ей магазине, расположенном по адресу: город Ржев, улица Бехтерева, дом 81.
В ходе проверки расхождений между записями в Книге кассира-операциониста о полученных денежных средствах и данными фискального отчета контрольно-кассовой техники не выявлено. Вместе с тем, отсутствие у предпринимателя кассовой книги расценено Инспекцией как неоприходование в кассу за указанный период 16 400 руб., что, по мнению Инспекции, является нарушением Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.06.2008 N 20 и протоколе от 27.06.2008 N 376 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 03.07.2008 N 147-04 Баскакова Ю.А. признана виновной в совершении указанного правонарушения, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Баскакова Ю.А. обжаловала постановление Инспекции в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявление, придя к выводу об отсутствии в деяниях предпринимателя состава правонарушения. Судом указано, что на индивидуальных предпринимателей не распространяются положения Порядка о ведении кассовой книги.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, пришел к тем же выводам, оставив решение суда без изменения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно пункту 3 Порядка, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
В силу пункта 2 названного Постановления указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Таким образом, обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу Порядком не предусмотрена.
В связи с этим ссылка подателя жалобы на нарушение Баскаковой Ю.А. Порядка является необоснованной.
Всесторонне, полно и объективно оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в деяниях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу N А66-4789/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2008 г. N А66-4789/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника