Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 8 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО8 Е.К. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района - Марковой Г.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО9 Е.К.- Колонтаевой Н.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО10 Е.К. обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением, с учетом уточнений просил признать решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15 марта 2021 года незаконным.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 8 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 марта 2022 года, административные исковые требования ФИО11 Е.К. удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15 марта 2021 года N 01-22/1580 об отказе ФИО12 Е.К. в предоставлении в собственность за плату земельного участка. На Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО13 Е.К. от 14 марта 2020 года о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
16 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 5 сентября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции со ссылкой на то, что спорный земельный участок относится к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", границы земельного участка расположены в границах охранной зоны государственного природного заповедника "Большехехцирский", вокруг которого установлена охранная зона шириной 1 км, где запрещена всякая деятельность, нарушающая природный комплекс заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность. Разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. Суд не привлек к участию в деле ФГБУ "Заповедное Приамурье".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2022 года кассационная жалоба Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района - Марковой Г.В, представителя административного истца ФИО14 Е.К. - Колонтаевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регулируются статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 ЗК РФ.
В соответствии со ст.27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В силу ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего административного дела, 10 октября 2006 года между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района и ФИО15 Е.К. заключен договор N 50/06 аренды земельного участка площадью 9300 кв.м с кадастровым номером N в районе 28 км автодороги Хабаровск-Казакевичево для цели эксплуатации недвижимого имущества, срок аренды с 5 октября 2006 года по 5 октября 2055 года.
На основании разрешения на строительство от 9 октября 2008 года с учетом требований градостроительного плана ФИО16 Е.К. на земельном участке построен двухэтажный жилой дом общей площадью 139, 9 кв.м, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18 января 2019 года.
14 марта 2020 года ФИО17 Е.К. обратился в Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность за плату для эксплуатации недвижимого имущества, в чем ему было отказано ответом от 19 мая 2020 на том основании, что земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, на которых не допускается размещение жилых домов, а также в связи с тем, что заявителем не предоставлены основания для приобретения в собственность участка площадью 9300 кв.м.
Решением суда 8 декабря 2020 года ответ Комитета по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского муниципального района признан незаконным, на муниципальный орган возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО18 Е.К.
Данным решением установлено, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заповедников. Спорный земельный участок не относится к категории земель особо охраняемых природных территорий и не входит в границы особо охраняемых природных территорий.
15 марта 2021 года административным ответчиком ФИО19 Е.К. повторно отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям рекреационного назначения, на которых запрещается деятельность, не соответствующая их рекреационному назначению. Учитывая, что на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, фактическое использование земельного участка в настоящее время осуществляется только в целях эксплуатации индивидуального жилого дома. Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка при наличии на нем индивидуального жилого дома. На основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ Комитетом принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям статьи 64 КАС РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что само по себе расположение испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны природного заповедника не может служить препятствием для предоставления такого земельного участка в собственность; использование таких земельных участков допускается при соблюдении определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. При этом спорный земельный участок с кадастровым номером N используется административным истцом с соблюдением установленного для такого земельного участка особого правового режима, доказательств обратного суду не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок относится к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", границы земельного участка расположены в границах охранной зоны государственного природного заповедника "Большехехцирский", а разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована судом апелляционной инстанции и верно отклонена как необоснованная.
Иное толкование кассатором положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о нарушении либо неправильном применении нижестоящими судами норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 8 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.