Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 декабря 2008 г. N А56-28733/2007
См. также предыдущее рассмотрение дела:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2008 г.
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания" Гладышева В.В. (доверенность от 16.10.2007 N 268/07), Перминова В.И. (доверенность от 16.10.2007 N 269/07), от Выборгской таможни Волковой Е.В. (доверенность от 10.01.2008 N 05-01/142,
рассмотрев 01.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2007 (судья Гранова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 (судьи Лопато И.Б., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-28733/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий Выборгской таможни (далее - таможня), выразившихся в невыдаче разрешения на временный таможенный транзит и задержании, начиная с 20.03.2007, контейнеров N TFEU 994496-3 и TFEU 984441-3. Заявитель считает, что оспариваемые действия таможенного органа совершены с превышением полномочий, в нарушение положений статей 80, 81, 408 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Решением от 14.11.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008, обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2008 судебный акт апелляционной инстанции отменен в связи с безусловным процессуальным основанием применительно к статье 18 и части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд без оценки доводов общества, направленных на проверку законности выводов судов по существу спора.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2008 решение от 14.11.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, в том числе положений статей 80, 81, 408 ТК РФ, статьи 2 АПК РФ. Податель жалобы считает, что таможенный орган в качестве условия выдачи разрешения на таможенную процедуру ввел не предусмотренные законом требования к предоставлению документов при получении разрешения на внутренний таможенный транзит (ВТТ). Указание таможенного органа на международный договор несостоятельно, поскольку таковой не подлежит применению к спорным правоотношениям (Конвенция о временном ввозе от 26.06.1990).
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы, а представитель таможни отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.03.2007 на таможенный пост "Брусничное" Выборгской таможни автомобильным транспортом доставлены контейнеры N TFEU 994496-3 и TFEU 984441-3, в которых находился импортируемый обществом товар (косметическая продукция, шампуни различных наименований). С целью оформления процедуры ВТТ перевозчик представил в таможню следующие документы:
- книжку МДП N РХ 53937032, CMR N 4702831/1, инвойс N 1074150485, согласно которым в контейнере N TFEU 984441-3 перемещается 31 паллет косметических товаров;
- книжку МДП N MX 53937031, CMR N 4702828/1, инвойс N 1074149997, согласно которым в контейнере N TFEU 994496-3 перемещается 30 паллет косметических товаров.
Копии товаросопроводительных документов на английском языке приобщены к материалам дела (том дела I; листы 78-81, 84-89). Переводы исполнены обществом и приобщены к материалам дела в судебном заседании от 26.02.2008.
Из пояснений участников спора в судебном заседании 01.12.2008 следует, что содержание правого нижнего угла названных инвойсов (на английском языке) представляет собой дополнительную информацию о паллетах, указанную по настоянию таможни позднее (после 20.03.2007), с целью получить разрешения на ВТТ.
Поскольку в товаросопроводительных документах отдельно указаны количество и вес паллет, но не указаны их стоимость и код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), 20.03.2007 перевозчику вручены извещения о необходимости представления недостающих сведений о паллетах (том дела I; листы 76, 82).
21.03.2007 общество проинформировало таможню о том, что паллеты являются не отдельным товаром, а частью упаковки, а потому заявление сведений о них при таможенном оформлении не требуется (письмо от 20.03.2007; том дела I; лист 59). В связи с этим письмом от 23.03.2007 таможня указала обществу на обоснованность своих требований, сославшись на положения статей 8, 11, 73 ТК РФ, а также письма Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ; том дела I; листы 60-61).
27.04.2007 общество обратилось в Федеральную таможенную службу (ФТС) с заявлением, в котором изложило возникшую ситуацию и просило подтвердить правильность оформления обществом ввозимого товара на паллетах. Письмом от 01.06.2007 N 01-18/20522 ФТС (в лице первого заместителя руководителя) указала на правильность действий таможни (том дела I; листы 65-66, 70-71).
Ввиду приведенных обстоятельств разрешение на ВТТ (применительно к спорным контейнерам) выдано только 15.06.2007, после представления таможенному органу запрошенных сведений о поддонах.
Не согласившись с действиями таможни, общество как покупатель задержанного груза оспорило их в судебном порядке.
Суды двух инстанций отказали обществу в удовлетворении требований, указав на соответствие действия таможни положениям таможенного законодательства и подзаконным актам, а равно сделав вывод о том, что оспариваемые действия не нарушают права и законные интересы заявителя. При этом суд первой инстанции отметил, что предпринятые в отношении груза действия совершались перевозчиком, а следовательно, только у него есть право заявлять (обращаться в суд с заявлением) о признании незаконными действий таможенного органа по задержанию груза и невыдаче разрешения на ВТТ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, однако обжалуемые судебные акты приняты в связи с ошибочным толкованием норм материального права.
В силу положений подраздела 1 ("Таможенное оформление") раздела II ("Таможенные процедуры") Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление в отношении импортируемых товаров представляется собой стадийный процесс, состоящий их нескольких этапов (прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации, внутренний таможенный транзит, временное хранение, декларирование товаров и их выпуск). При этом каждый этап таможенного оформления имеет свои задачи и цели, призван гарантировать всем участникам таможенных правоотношений обоснованное и своевременное совершение определенных юридически значимых действий, с учетом последовательного (поэтапного) соблюдения баланса частных и публичных интересов.
Согласно пунктам 1-3 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1 статьи 79 ТК РФ). Правое значение при совершении этой таможенной процедуры имеют ее сроки (статья 82 ТК РФ).
В соответствии с положениями пунктов 1 - 2 статьи 80 ТК РФ внутренний таможенный транзит (ВТТ) допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления, выдаваемого перевозчику, а также экспедитору, если он является российским лицом, либо лицам, указанным в пункте 6 статьи 80 ТК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 80 ТК РФ разрешение на ВТТ выдается при соблюдении следующих условий:
1) если ввоз товаров в Российскую Федерацию не запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) если в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации в месте их прибытия;
3) если в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по таможенной территории Российской Федерации допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий;
4) если в отношении товаров представлена транзитная декларация (статья 81 ТК РФ);
5) если обеспечена идентификация товаров (статья 83 ТК РФ);
6) если транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями (статья 84 TК РФ);
7) если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (статья 86 ТК РФ).
Как указано в пункте 4 статьи 80 ТК РФ, разрешение на ВТТ выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 статьи 80 ТК РФ, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (статья 81 ТК РФ). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.
Согласно положениям статьи 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 статьи 81 ТК РФ (пункт 1).
Как указано в пункте 2 этой статьи, для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления следующие сведения:
1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;
2) о стране отправления (стране назначения) товаров;
3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний Таможенный транзит получает экспедитор;
4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;
5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
6) об общем количестве грузовых мест;
7) о пункте назначения товаров;
8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;
9) о планируемом сроке перевозки товаров (статья 82 ТК РФ);
10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (пункт 3 статьи 86 ТК РФ).
Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, а также исходя из вида транспорта (пункт 3 в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
Если документы, представленные в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК РФ, не содержат всех сведений, указанных в пункте 2 статьи 81 ТК РФ, эти сведения представляются дополнительно путем внесения недостающих сведений в письменной форме в транзитную декларацию (пункт 4).
Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика или экспедитора предоставления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 2 статьи 81 ТК РФ (пункт 5).
В данном случае фактическим основанием для задержания груза и невыдачи разрешения на ВТТ явились недостающие, по мнению таможенного органа, в товаросопроводительных документах сведения о стоимости и коде ТН ВЭД поддонов (паллет), на которых размещен и закреплен соответствующий товар. Иных оснований для исключения процедуры ВТТ у таможенного органа не имелось, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Поводом к соответствующим сомнениям должностного лица таможни послужило указание количества паллет наряду с весом в книжках МДП, в графе, где обычно указывается только количество паллет и (или) грузовых мест (графа 10 CАRNET TIR - количество грузовых мест, описание товаров). При этом в соответствующей графе CMR (с аналогичным названием) вес паллет не указан. Он указан в самостоятельной графе, не относящейся к описанию товаров (графа "Gross weight, kg"). Вместе с тем в инвойсах описание товаров (графа "DESCRIPTION") сводится к закрытому перечню товарных позиций (с их кодировкой, общей ценой и ценой за единицу), к которым относится исключительно косметическая продукция. Сведения об общем весе, исключая ("excluding") паллеты, указаны в инвойсах отдельно от описания товаров (левый нижний угол документа).
В связи с многочисленными обращениями по вопросу таможенного оформления поддонов (паллет) ГТК РФ письмом от 26.04.2001 N 01-06/16742 "О таможенном оформлении поддонов (паллет)" разъяснил следующее.
Поддоны (паллеты), являющиеся предметом внешнеторгового договора купли - продажи или мены или иного договора, предусматривающего передачу поддонов (паллет) в собственность российскому лицу при их ввозе или иностранному лицу при их вывозе, для таможенных целей рассматриваются в качестве товаров и их таможенное оформление производится в соответствии с условиями заявленного таможенного режима в общеустановленном порядке с их декларированием.
При этом поддоны (паллеты) классифицируются в зависимости от материала, из которого они изготовлены: пластмассовые поддоны - в подсубпозиции 3923 90 900 0 ТН ВЭД России, деревянные поддоны - в субпозиции 4415 20 ТН ВЭД России, поддоны из черных металлов - в подсубпозиции 7326 90 400 0 ТН ВЭД России.
В иных случаях в соответствии с Приложением В.З к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года в отношении поддонов (паллет) предоставляется таможенный режим временного ввоза (вывоза) с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенное оформление таких поддонов (паллет) производится без представления ГТД или карнета АТА.
При ввозе (вывозе) товаров на поддонах (паллетах), если поддоны (паллеты) не являются предметом внешнеторгового договора купли - продажи или мены или иного договора, сведения о поддонах (паллетах) заявляются в грузовой таможенной декларации (ГТД), подаваемой при декларировании товаров, перемещаемых на этих поддонах (паллетах), и в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК РФ от 16.12.1998 N 848 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.02.1999, за N 1699), указываются в графе 31 ГТД под номером 2 (абзац введен письмом ГТК РФ от 15.08.2001 N 01-06/32750).
Суд кассационной инстанции считает, что по смыслу приведенных нормативных положений и официальных разъяснений вопрос о статусе поддонов (паллет), перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации вместе с товарами, подлежит полному и объективному разрешению при заявлении соответствующего таможенного режима, на стадий декларирования товаров. При этом в рассматриваемом случае создание фактических препятствий к своевременному прохождению таможенного оформления в целом (как стадийного процесса) на этапе получения разрешения на ВТТ лишено правовых оснований, не отвечает балансу интересов всех участников таможенных правоотношений, сопряжено с неоправданным затягиванием процесса, требующего относительно скорого завершения.
Такому толкованию закона отвечают и другие официальные разъяснения (письмо Северо-Западного таможенного управления от 27.04.2007 N 06-04-21/11198ф), согласно которым вопрос о применении процедуры ВТТ при перемещении между таможенными органами отправления и назначения контейнером и поддонов, ввозимых на таможенную территорию РФ, а также вывозимых обратно с этой территории, необходимо рассматривать применительно к следующим ситуациям:
1) контейнеры и поддоны перемещаются через таможенную границу Российской Федерации вместе с товарами, которые в них (на них) размещены (при этом сами товары перемещаются без применения карнета АТА);
2) контейнеры и поддоны перемещаются через таможенную границу Российской Федерации без товаров.
В первом случае при ввозе на таможенную территорию контейнеров и поддонов с размещенными в них (на них) товарами такие контейнеры и поддоны помещаются под таможенную процедуру ВТТ одновременно с товарами (разрешение на ВТТ в отношении товаров является одновременно разрешением на ВТТ контейнеров и поддонов, в которых (на которых) эти товары размещены).
Такие разъяснения в полной мере применимы к спорным правоотношениям (с учетом действовавшей нормативной базы), отвечают принципам таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия таможенного органа (в силу их правовых и фактических оснований) нельзя признать соответствующими закону. Они нарушают права и законные интересы заявителя, создают ему как участнику внешнеэкономической деятельности не предусмотренные законом препятствия в хозяйственной сфере (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Правовая позиция судов не согласуется с приведенными нормами права, толкованием закона, а равно задачами судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ). По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Права заявителя подлежат восстановлению, а заявленные требования - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 2 части 1), 289 (часть 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 по делу N А56-28733/2007 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания" удовлетворить.
Признать незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации, действия Выборгской таможни, выразившиеся в невыдаче разрешения на временный таможенный транзит и задержании, начиная с 20.03.2007, контейнеров TFEU 994496-3 и TFEU 984441-3.
Взыскать с Выборгской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл Дистрибьютерская Компания" 1 000 руб. расходов по государственной пошлине, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2008 г. N А56-28733/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника