Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу председателя муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Пляскиной "данные изъяты" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 54 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года, решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 54 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года должностное лицо - председатель МКУ "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Пляскина А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, председатель МКУ "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Пляскина А.С. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив жалобу Пляскиной А.С, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
При этом в силу примечания 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с частью 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Инструкция N 191н).
Согласно пункта 20 Инструкции N 191н Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (далее - Справка в составе Баланса (ф. 0503130) (включает забалансовый счет N 25) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств.
Показатели отражаются в Справке в составе Баланса (ф. 0503130) в разрезе показателей на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5).
Согласно пункту 381 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее - Инструкции N 157) забалансовый счет N 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" предназначен для учета объектов аренды в части предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в возмездное пользование (по договору аренды).
При этом принятие к забалансовому учету объектов учета аренды (прав пользования) осуществляется на основании первичного учетного документа (Акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) по стоимости указанной в Акте.
Пунктом 382 Инструкции N 157н установлено, что аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп, предусмотренных пунктом 37 настоящей Инструкции, его количеству и стоимости.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе контрагентов (арендаторов), местонахождений объектов (адресов), объектов имущества, кодов классификации операций сектора государственного управления.
В указанном забалансовом счете N 25 в Справке в составе Баланса (ф. 0503130) подлежит отражению информация о таком объекте бухгалтерского учета как имущество, переданное в возмездное пользование (аренду).
В соответствии Уставом "Комитета имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)", утвержденного распоряжением Главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) N 01-04-2343/9 от 17 декабря 2019 года управление Комитетом строится на принципах единоначалия (пункт 5.5), председатель в числе прочего определяет должностные обязанности (компетенцию) и устанавливает степень ответственности сотрудников Комитета за порученную работу (пункт 5.6.3), утверждает должностные инструкции специалистов Комитета (пункт 5.6.9).
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2.1.3 Плана работы контрольно-счетного органа муниципального образования "Ленский район" на II полугодие 2021 года, утвержденного распоряжением председателя КСО муниципального района "Ленский район" N от 30 июня 2021 года Контрольно-счетным органом муниципального образования "Ленский район" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) проведено контрольное мероприятие.
В ходе мероприятия выявлено, что в нарушении пункта 381 Инструкция N 157н, а именно по данным бухгалтерского учета в аренде за 2020 год на счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" был учтен только один земельный участок, в то время как фактически на праве аренды находилось 25 земельных участков, что привело к грубому искажению информации об обязательствах более чем на 10 процентов (40, 25 %).
Указанное нарушение явилось следствием того, что председателем МКУ "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Пляскиной А.С. в нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не назначено лицо, обеспечивающее своевременную передачу первичных учетных документов - договоров аренды и актов передачи в аренду земельных участков в Отдел имущества для последующей регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, что подтверждено письмом МКУ "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" от 9 февраля 2022 года N.
Таким образом, установлен факт нарушения пункта 7 статьи 3, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" выразившийся в ненадлежащей организации председателем МКУ "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Пляскиной А.С. бухгалтерского учета, что является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету.
Распоряжением Главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ Пляскина А.С. назначена на должность председателя муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)" на срок 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные нарушения явились основанием для привлечения председателя МКУ "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Пляскиной А.С. к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вопреки доводам жалобы, выводы судебных инстанций о совершении Пляскиной А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены представленными в совокупности доказательствами.
Оснований считать, что акт проверки и протокол об административном правонарушении получены с нарушением закона и не могут быть использованы по делу об административном правонарушении в качестве доказательств, не имеется.
Утверждения Пляскиной А.С. о том, что она не является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку в силу должностных обязанностей ответственным за не назначение лица, обеспечивающего своевременную передачу первичных документов, а также ведение бухгалтерского учета, является главный бухгалтер Учреждения, являются несостоятельными, и указанный довод обоснованно отклонен судебными инстанциями.
Также следует учесть, что согласно пункту 2 части 8 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункту 28 Приказа Минфина России от 16 апреля 2021 года N 62н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" документооборот в бухгалтерском учете организуется руководителем экономического субъекта. При этом подпунктом "а" пункта 29 названного Приказа установлено, что организация документооборота в бухгалтерском учете должна обеспечивать, в числе прочего своевременное отражение объектов бухгалтерского учета в бухгалтерском учете, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета и составление на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Доводы о том, что искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не повлияло на экономические решения учредителей, поступление арендных платежей, либо на основе искаженной информации не были сформулированы показатели оценки исполнения субъектом отчетности условий получения бюджетных средств, то есть отсутствовало их значимое влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не могут быть приняты во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает наступления каких-либо последствий.
При этом исправление недостоверной отчетности после выявления административного правонарушения органом муниципального финансового контроля, не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Пляскиной А.С. о нарушении положений, предусмотренных статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и пунктов 2.35, 2.40 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля "Порядок осуществления полномочий должностными лицами Контрольно-счетного органа муниципального образования "Ленский район" при выявлении административных правонарушений", так как административным органом запросы со ссылкой на административное производство направлялись с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ после проведения контрольного мероприятия, при этом акт о выявленном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, и определение о возбуждении административного производства ей не поступало, не являются основанием для освобождения Пляскиной А.С. от административной ответственности, о чем верно указали судебные инстанции.
Поскольку по данному делу экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат не осуществлялись, то необходимость вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не требовалось, что соответствует положениям части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответственно отсутствуют оснований для утверждения о нарушений положений пунктов 2.35, 2.40 Стандарта.
Из протокола об административном правонарушении следует, что в нем изложены все данные, указанные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включая дату и время совершения правонарушения, описано событие административного правонарушения, место, нормы права, необходимые для правильного разрешения дела, разъяснение прав, предусмотренных статьей 25.1 названного Кодекса и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, иные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемые к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку его составления, также соблюдены.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) Пляскиной А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Пляскиной А.С. в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 54 Ленского района Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2022 года, решение судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года, вынесенные в отношении председателя муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) Пляскиной "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пляскиной А.С. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.