Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 декабря 2008 г. N А05-2946/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 октября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Казанцевой Р.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 04.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.05.2008 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 (судьи Пестерева О.Ю., Богатырева В.А., Бочкарева И.Н.) по делу N А05-2946/2008,
установил:
мэрия города Архангельска (далее - Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительным предписания от 25.12.2007 N 50/134 (далее - Предписание), вынесенного Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление), а именно его пунктов 6, 9 (в части возложения на Мэрию обязанности по организации и проведению конкурса на право перевозчиков осуществлять транспортное обслуживание населения по маршрутам общего пользования N 1у, 5у, 22, 44 (далее - Конкурс) в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Архангельской области от 26.05.1999 N 125-22-03 "О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области" (далее - Закон N 125-22-03) и Положением о проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров в г. Архангельске автобусами общего пользования, утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 27.05.2003 N 172 (далее - Положение о проведении конкурса), и 10.
Решением от 14.05.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008, признаны недействительными пункты 6 полностью и пункт 9 (в части возложения на Мэрию обязанности организовать и провести Конкурс по маршруту N 1у в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 2 Закона N 125-22-03 и Положением о проведении конкурса) Предписания. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Мэрия просит названные решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявления отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- проведение конкурса перевозчиков для работы на временном маршруте не требуется;
- отказ одного из перевозчиков от работы на маршруте и передача графика иному перевозчику, также принимавшему участие в конкурсе по данному маршруту, осуществляется без проведения конкурса.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, ссылаясь на ее необоснованность, просит решение от 14.05.2008 и постановление от 31.07.2008 оставить без изменения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжений мэра г. Архангельска от 28.09.2006 N 1078р "Об улучшении транспортного обслуживания населения 6, 7 и 8 микрорайонов" и от 06.06.2007 N 638р "Об улучшении обслуживания населения Соломбальского территориального округа" были временно открыты автобусные маршруты общего пользования N 5-у "ул. Усть-Двинская - ул. Галушина" (на период остановки троллейбусного движения), N 22 "Южная Маймакса - п. Силикатчиков" и N 44 "Новый поселок - ул. Усть-Двинская" (в порядке эксперимента до проведения Конкурса).
Ответственным перевозчиком по автобусным маршрутам N 22 и 44 определено общество с ограниченной ответственностью "Автопомор".
Комиссией Управления с участием помощника прокурора Ломоносовского района г. Архангельска на основании приказа начальника Управления от 31.10.2007 N 485-АТ в период с 19.11.2007 по 05.12.2007 проведены плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) за исполнением органом местного самоуправления и его должностными лицами требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области организации транспортного обслуживания населения и обеспечения процесса перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
По результатам проверки составлен акт от 05.12.2007 N 173/134 и вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений, которым Мэрии предложено:
- в срок до 01.04.2008 привести автобусные маршруты N 11 и 76 в соответствие с требованиями пункта 1.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 (далее - Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами) (пункт 6);
- в срок до 01.04.2008 организовать и провести Конкурс, в том числе, по маршрутам N 1у , 5у, 22, 44 (пункт 9);
- в случае отказа перевозчиков от работы на маршрутах или от какого-либо графика организовать и проводить конкурс на право других перевозчиков осуществлять транспортное обслуживание населения по маршрутам общего пользования (пункт 10).
Считая пункты 6, 9 (в части возложения на Мэрию обязанности по организации и проведению Конкурса по маршрутам N 1у, 5у, 22, 44) и 10 Предписания незаконными, Мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктам 3 и 6 статьи 2 Закона N 125-22-03 включение перевозчиков в конкретный маршрут производится органами местного самоуправления на конкурсной основе. При необходимости более полного обеспечения отдельных пассажиропотоков транспортным обслуживанием, повышения качества перевозок пассажиров и культуры их обслуживания органы местного самоуправления муниципального образования объявляют конкурс перевозчиков для работы на данном маршруте.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения об организации транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании "Город Архангельск" на маршрутах общего пользования, утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 29.06.2000 N 119 (далее - Положение об организации транспортного обслуживания населения), для проведения анализа пассажиропотоков мэрия может временно открывать маршруты в обследуемых направлениях.
Из раздела 3 Положения об организации транспортного обслуживания населения следует, что включение перевозчиков в конкретный маршрут производится органами местного самоуправления на конкурсной основе.
Согласно пунктам 4.1 и 4.11 Положения о проведении конкурса конкурс проводится по мере необходимости комплектования маршрутов городского пассажирского транспорта и раздельно по каждому маршруту, оказание услуг по перевозке пассажиров в г. Архангельске по соответствующему маршруту осуществляется только лицом, победившим в конкурсе и заключившим договор с организатором конкурса.
С учетом изложенного, судом правомерно отклонены доводы заявителя об отсутствии необходимости в проведении Конкурса в случае отказа перевозчиков от работы на маршруте и по временным маршрутам, и пункты 9 (в части возложения на Мэрию обязанности по организации и проведению Конкурса по маршрутам N 5у, 22 и 44) и 10 Предписания признаны законными.
Довод заявителя о не проведении им Конкурса по маршрутам N 5у, 22, 44 в связи с необходимостью изучения пассажиропотока обоснованно не принят во внимание судом, поскольку перевозка пассажиров по указанным временным маршрутам осуществлялась длительный период, достаточный для принятия решения о целесообразности открытия постоянных маршрутов.
Поскольку на момент вынесения Предписания распоряжением исполняющего обязанности мэра г. Архангельска от 03.12.2007 N 1409р "О признании утратившим силу распоряжения заместителя мэра города от 30.07.2007 N 851 р" признано утратившим силу распоряжение заместителя мэра г. Архангельска по вопросам экономического развития и финансам от 30.07.2007 N 851р "Об улучшении транспортного обслуживания населения", на основании которого был временно открыт автобусный маршрут N 1у "п. Жаровиха - пр. Ленинградский - пр. Троицкий -пр. Никольский - ул. Кедрова", то у Управления отсутствовали основания для возложения на Мэрию обязанности в срок до 01.04.2008 провести Конкурс по указанному маршруту, в связи с чем судом правильно признан недействительным пункт 9 Предписания в части возложения на Мэрию обязанности организовать и провести Конкурс по маршруту N 1у.
Учитывая, что пункт 1.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами содержит лишь определение автобусного маршрута - установленного в процессе организации перевозок пути следования автобусов между начальным и конечным пунктами, а из материалов дела видно, что в паспортах автобусных маршрутов N 11 и 76 содержатся их схемы, согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения г. Архангельска, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о недоказанности факта нарушения Мэрией требований пункта 1.2.2 названного Положения, в связи с чем обоснованно признал пункт 6 Предписания недействительным.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по делу N А05-2946/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2008 г. N А05-2946/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника