Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2008 г. N А56-18677/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии от Комитета финансов администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Дягилевой В.В. (распоряжение главы администрации Бокситогорского муниципального района от 14.12.2007 N 160-К), Комиссарова Р.Ю. (доверенность от 04.09.2007 N 927), от открытого акционерного общества "РУСАЛ Бокситогорский глинозем" Мельникова А.В. (доверенность от 14.01.2008 N 03/2007-8), Иванова Р.Г. (доверенность от 13.03.2007 N 03/2007-1),
рассмотрев 15.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 по делу N А56-18677/2008 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Бокситогорский глинозем" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета финансов администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Комитет финансов), выразившегося в неисполнении в установленный законом срок судебных актов, и об обязании Комитета финансов исполнить постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу N А56-32724/2006 в соответствии с исполнительным листом от 27.08.2007 N 008586 в сумме 25 832 753 руб. 41 коп.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2008 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционного суда от 10.10.2008 решение от 04.08.2008 отменено. Признано не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) и незаконным бездействие Комитета финансов, выразившееся в неисполнении в установленный законом срок постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу N А56-32724/2006. Суд обязал Комитет финансов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней Комитет финансов просит отменить постановление апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, он предпринял все необходимые и достаточные меры для исполнения вступившего в законную силу судебного акта, у него отсутствовала возможность исполнить постановление суда до внесения уточнений в бюджет Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (ранее - муниципальное образование "Бокситогорский район" Ленинградской области).
В судебном заседании представители Комитета финансов поддержали доводы жалобы и заявили ходатайство о приобщении к материалам дела сопроводительного письма главе Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о направлении для рассмотрения проекта бюджета на 2009 год (без приложения проекта бюджета). Представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства Комитета финансов, поскольку представленным письмом не подтверждаются обстоятельства, на которые ссылается податель жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу N А56-32724/2006, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, с муниципального образования "Бокситогорский муниципальный район" Ленинградской области за счет казны муниципального образования взыскано в пользу ОАО "РУСАЛ Бокситогорский глинозем" 25 832 753 руб. 41 коп., выдан исполнительный лист от 27.08.2007 N 008586.
Общество 11.02.2008 направило в Комитет финансов заявление об исполнении постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007. В дальнейшем заявитель неоднократно обращался в Комитет финансов с просьбой сообщить о проведенных им мероприятиях по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В письме от 26.05.2008 N 01-828/08-0-1 Комитет финансов информировал Общество о предусмотренных бюджетом 2008 года средствах для исполнения судебных актов, а также направил для согласования график погашения задолженности по исполнительному листу N 008586. В счет погашения задолженности по исполнительному листу от 27.08.2007 N 008586 Обществу 09.07.2008 перечислено 1 000 000 руб.
Поскольку по истечении установленного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срока судебный акт Комитетом финансов не был исполнен, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что исполнение Комитетом финансов судебных актов ограничено размером бюджетных средств, выделенных на погашение задолженности. При этом бюджетом муниципального образования на 2008 год не предусмотрено исполнение судебных актов в истребуемой Обществом сумме.
Суд апелляционной инстанции отменил решение от 04.08.2008 и удовлетворил заявление, указав на то, что Комитет финансов не представил доказательств исполнения им обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы с учетом следующего.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, исполнительный документ направляется для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Таким образом, исполнять исполнительные документы о взыскании задолженности с муниципального образования должен Комитет финансов, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-п взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
С учетом приведенных положений норм материального и процессуального права довод Комитета финансов о дефиците местного бюджета как о причине невозможности исполнить вступивший в законную силу судебный акт обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 217 БК РФ, пунктом 3.3 Положения о комитете финансов, утвержденного постановлением администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.12.2005, пунктом 1.7.5 Положения о бюджетном процессе, утвержденного решением Совета депутатов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 14.12.2005, Комитет финансов составляет, ведет сводную бюджетную роспись, представляет сводную бюджетную роспись совету депутатов Бокситогорского муниципального района; утверждает сводную бюджетную роспись и вносит изменения в нее.
В силу положений пункта 5 статьи 242.2 БК РФ и статьи 198 АПК РФ Комитет финансов в рамках настоящего дела должен доказать, что предпринял все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Однако такие доказательства Комитетом финансов не представлены.
В связи с этим кассационная коллегия считает правомерными выводы апелляционного суда о том, что Комитет финансов не представил доказательств исполнения им обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ. Кроме того, ответчик должен был проявить надлежащую инициативу и выполнить юридическую обязанность по подготовке проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете и его направлению главе администрации и совету депутатов Бокситогорского муниципального района в случае, если такое изменение бюджетной росписи влекло за собой изменение решения о бюджете муниципального образования.
Поскольку Комитет финансов не исполнил возложенную на него законом обязанность по исполнению судебных актов в трехмесячный срок, его бездействие противоречит статье 16 АПК РФ и статье 242.2 БК РФ и является незаконным. В связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 по делу N А56-18677/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета финансов администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 по настоящему делу, введенное определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2008, отменить.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2008 г. N А56-18677/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника