Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2008 г. N А13-4845/2006
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Леготкина Д.А. (доверенность от 15.05.2008),
рассмотрев 16.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дорогу" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.07.2008 (судья Виноградова Т. Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Писарева О.Г.) по делу N А13-4845/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 4 099 291 руб. 50 коп. расходов, которые возникли в результате предоставления с 01.07.2003 по 31.12.2003 и с 01.10.2004 по 31.12.2004 льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте на межобластных маршрутах в соответствии с Федеральным законом от 24 11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ).
Решением от 12.02.2007 с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 3 590 464 руб. 47 коп. В остальной части иска отказано. ОАО "РЖД" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 28 024 руб. 88 коп.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2007 решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.02.2007 по делу N А13-4845/2006 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Определением от 04.02.2008 к участию в деле привлечено Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации.
Определением от 08.05.2008 принято уменьшение исковых требований до 3 590 464 руб. 47 коп. Истец уточнил размеры и правовые основания предоставления льгот и сослался на то, что предоставлял льготы также и по Соглашению от 12.03.1993 "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее - Соглашение). Общество просило взыскать 881 руб. 90 коп. расходов по Закону N 181-ФЗ за период с 01.07.2003 по 31.12.2003, за период с 01.10.2004 по 31.12.2004 - 2 252 342 руб. 90 коп., по Закону N 5-ФЗ за период с 01.10.2004 по 31.12.2004 - 430 402 руб. 87 коп., по соглашению за период с 01.10.2004 по 31.12.2004 - 45 836 руб. 80 коп. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по транспорту и связи Вологодской области.
Решением от 14.07.2008 заявленные требования удовлетворены частично, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" взыскано 392 943 руб. расходов, а также 3 223 руб. 28 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном размере. В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что при рассмотрении дела установлен факт недофинансирования льгот. Общество указывает, что суд не принял во внимание, что срок хранения первичных документов истек, они уничтожены. Податель жалобы считает, что реестр автоматизированной системы учета "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс") содержит достоверные данные и является достаточным доказательством, подтверждающим факт предоставления льгот.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин РФ просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте во исполнение Закона N 181-ФЗ, Закона N 5-ФЗ, Соглашения, в результате чего у него возникли расходы, невозмещение которых в полном объеме послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию льгот, оказалось недостаточно, что расходы истца подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу, что истец подтвердил свои требования частично.
Кассационная коллегия, изучив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта, пришла к следующим выводам.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям - инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка - инвалида.
Статьей 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2003, 2004 годах (постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии со статьями 14, 15 Закона N 5-ФЗ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, инвалидам войны 1, 2, 3 групп, лицам, сопровождающим инвалида войны 1 группы, и участникам Великой Отечественной войны установлены льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте.
Расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов возмещаются за счет средств федерального бюджета (подпункт "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 10 Закона N 5-ФЗ).
Порядок возмещения транспортным организациям этих расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов (далее - Правила). Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и 14.02.2004 N 80 действие Правил продлено на 2003, 2004 годы.
В соответствии с пунктом 6 Правил органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные Минфином РФ средства транспортным организациям, непосредственно осуществившим перевозку ветеранов, по предъявлении указанными организациями соответствующих платежных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы. Оплата производится в пределах выделенных на указанные цели органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средств по мере их поступления.
Правительствами Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдавия, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины 12 марта 1993 года подписано Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним (далее - Соглашение).
Статьей 2 Соглашения предусмотрено, что инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп, лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств -участников данного Соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам Великой Отечественной войны III группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Данной статьей сохранены сезонные льготы (с 1 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездках инвалидов Великой Отечественной войны I группы, и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
В порядке статьи 3 Соглашения участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50% - ную скидку со стоимости проезда железнодорожным транспортом один раз в год (туда и обратно).
Транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В силу статьи 8 Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в нем, осуществляется сторонами Соглашения в соответствии с национальным законодательством.
Положениями части первой статьи 9 Соглашения предусмотрено, что оно вступило в силу с момента подписания, то есть 12 марта 2003 года.
Суд, проанализировав названные нормы и установив недостаточность выделенных из федерального бюджета на реализацию установленных льгот средств, пришел к правильному выводу о возмещении расходов организации, предоставившей соответствующие льготы, за счет средств бюджета Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение факта предоставления льгот в рассматриваемый период Общество представило реестр, составленный с помощью АСУ "Экспресс".
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила перевозок), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ "Экспресс".
Пунктом 24 Правил перевозок установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц отрывных талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Общество в соответствии с Законом N 181-ФЗ подтвердило расходы на сумму 164 496 руб. 10 коп., по Закону N 5-ФЗ - на сумму 211 607 руб. 30 коп., по Соглашению - на сумму 16 839 руб. 60 коп. Таким образом, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению в сумме 392 943 руб. Довод подателя жалобы о том, что суд не принял во внимание факт уничтожения первичных документов в связи с истечением срока хранения и неправомерно отказал в удовлетворении требований в части, подлежит отклонению. Факт уничтожения первичных документов не освобождает истца от доказывания своих требований по размеру.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и считает, что решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 по делу N А13-4845/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2008 г. N А13-4845/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника