Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2009 г. N А21-1883/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е.В., судей Рудницкого Г.М, и Сергеевой И.В.,
рассмотрев 11.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстройпроект" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу N А21-1883/2008 (судьи Барканова Я.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстройпроект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Калининградской области (далее - Управление Роснедвижимости) по отказу в постановке на кадастровый учет земельного участка по ул. Сержанта Карташова в Октябрьском районе Калининграда, обязании Управления Роснедвижимости устранить допущенные нарушения путем постановки на кадастровый учет указанного земельного участка.
До вынесения решения Общество дополнило свои требования и просило также обязать муниципальное унитарное предприятие "Городской центр геодезии" (далее - Предприятие) утвердить материалы землеустроительного дела на земельный участок, расположенный по адресу: ул. Сержанта Карташова в пос. Космодемьянском Октябрьского района Калининграда, обязать администрацию городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) издать постановление о предоставлении Обществу под строительство многоэтажного жилого дома вышеуказанного земельного участка.
В судебном заседании Общество отказалось от своих требований к Предприятию. Отказ принят судом.
Решением от 11.07.2008 (судья Залужная Ю.Д.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления Роснедвижимости по отказу в постановке на кадастровый учет земельного участка по ул. Старшего сержанта Карташова в пос. Космодемьянском Октябрьского района Калининграда и обязал Управление Роснедвижимости поставить на государственный кадастровый учет названный земельный участок. Суд также обязал Администрацию в двухнедельный срок со дня предоставления кадастровой карты издать постановление о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, под строительство многоэтажного жилого дома. Производство по делу в части требовании к Предприятию прекращены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда решение изменено. В удовлетворении заявления об обязании Администрации издать постановление о предоставлении Обществу земельного участка отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционного суда, указывая на неправильное применение норм материального права.
Податель жалобы указал на то, что им полностью представлена необходимая документация и понесены значительные затраты; длительный процесс формирования земельного участка вызван несогласованностью действий государственных органов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании трехстороннего соглашения об уступке прав и обязанностей по договору предварительно согласованного места размещения объекта N 007951 от 22.09.2006, заключенного между Обществом, обществом с ограниченной ответственностью "Висма" и Мэрией города Калининграда (далее - Мэрия), перешли права и обязанности арендатора земельного участка, расположенного по адресу: г. Калининград, Октябрьский район, пос. Космодемьянский, ул. Сержанта Карташова.
Между Обществом и Мэрией 21.11.2006 подписан договор N 008341-в предварительно согласованного места размещения объекта сроком до 01.09.2007, в связи с чем 02.02.2007 Общество обратилось к мэру города Калининграда с заявлением об отводе земельного участка под строительство, приложив к заявлению постановления мэра города Калининграда от 01.09.2005 N 3688, от 01.09.2006 N 2053, договор от 21.11.2006 N 008341-в, соглашение от 22.06.2006 N 007951-В-1-УА и согласованный Генеральный план, а 26.10.2007 представило также заключение Роспотребнадзора от 28.03.2007 N 98.
Обществу 12.11.2007 было отказано в отводе земельного участка, так как указанное заключение Роспотребнадзора было представлено по истечении установленного срока (01.03.2007), не был представлен кадастровый план земельного участка, кроме того, Администрация сослалась на невозможность предоставления земельного участка под строительство без проведения торгов в том случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принималось после 01.10.2005.
Полагая неправомерным отказ в предоставлении земельного участка при наличии предварительно согласованного места размещения объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об обязании Предприятия утвердить материалы землеустроительного дела на спорный земельный участок, обязании Управления Роснедвижимости осуществить постановку последнего на государственный кадастровый учет, а также обязании Администрации издать постановление о предоставлении Обществу земельного участка под строительство многоэтажного жилого дома.
Суд первой инстанции удовлетворил требования, заявленные к Управлению Роснедвижимости и Администрации, придя к выводам о несоответствии закону действий указанных органов, а именно: отсутствии законных оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 39:15:11-06-48:0038 (А) и противоречии нормам Земельного кодекса Российской Федерации отказа Администрации в предоставлении Обществу названного земельного участка для строительства жилого дома. Суд сослался на выводы, содержащиеся в решении Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-7862/2007, из которых следует, что Общество вправе получить земельный участок для строительства без проведения аукциона.
Апелляционный суд изменил решение суда и отказал в удовлетворении требования, заявленного к Администрации. В постановлении апелляционного суда указано на то, что Общество не предоставило Администрации кадастровый план земельного участка, поэтому, исходя из сроков, установленных законом для рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, действие (бездействие) Администрации не нарушило прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 данной статьи в редакции Закона N 191-ФЗ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации,
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ (далее - Закон N 232-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с названной нормой права до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью (абзацы 1 - 3 пункта 15 статьи 3).
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абзацы 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона N 232-ФЗ положения абзаца 5 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2005.
Таким образом, реализация возможности получить земельный участок для жилищного строительства без проведения торгов ограничена временными рамками, а именно; до 01.03.2007, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, и до 30.12.2007, если предоставление земельного участка предусмотрено соглашением, заключенным в соответствии с абзацами 1 - 3 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В настоящее время, поскольку установленные названными законами сроки истекли, правовые основания для предоставления Обществу земельного участка для жилищного строительства отсутствуют, поэтому обжалуемое постановление апелляционного суда, которым отказано в удовлетворении требования, заявленного к Администрации, следует оставить в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 по делу N А21-1883/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремстройпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Коняева |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2009 г. N А21-1883/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника