Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 февраля 2009 г. N А21-4811/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от Контрольно-ревизионной службы Калининградской области Радковского С.А. (доверенность от 04.02,2009),
рассмотрев 10.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.2008 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10,2008 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А21-4811/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - КРС) от 22.07.2008 N 1.1/33/237-08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
Решением суда первой инстанции от 05.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального праве, просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, Общество, являющееся субъектом малого предпринимательства, не обязано представлять в КРС отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и аудиторское заключение. Заявитель так же указывает, что судами не учтено отсутствие у него в IV квартале 2007 года неисполненных договоров участия в долевом строительстве.
В письменном отзыве на жалобу КРС просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель КРС просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Жалоба рассмотрена без участия представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
из материалов дела видно, что общество в 2007 году осуществляло деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства по созданию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Калининград, улица Беланова.
В КРС 28.03.2008 Обществом представлена отчетность за IV квартал 2007 года по формам согласно приложениям N 1-4 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила).
Установив, что отчетность представлена не в полном объеме (не представлена годовая бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации - отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительная записка, аудиторское заключение), КРС составила в отношении Общества протокол от 10.06.2008 N 1.1/33/237-08 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановлением КРС от 22.07.2008 N 1.1/33/237-08 Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление КРС в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и не усмотрел нарушений порядка проведения КРС проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда, оставив решение без изменения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с названным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующему органу предоставлено право ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4 справки представляемые в случаях установленных этими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала (пункт 4 Правил).
В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" указано, что бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу, в частности, утвержденные годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за три последних года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности и за фактический период предпринимательской деятельности при осуществлении застройщиком такой деятельности менее трех лет (за исключением регистров бухгалтерского учета); аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.
Следовательно, Законом N 214-ФЗ на застройщиков возложена обязанность проведения ежегодного аудита.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) обязательный аудит осуществляется в случае, если он предусмотрен в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей федеральным законом.
В силу подпункта 11 пункта 8 Положения о контрольно-ревизионной службе Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 29.11.2005 N 71, КРС является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что Общество не представило в КРС за IV квартал 2007 года в установленный срок отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку, аудиторское заключение. Это обстоятельство заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции обоснованно не принят во внимание довод Общества об отсутствии у него в IV квартале 2007 года неисполненных договоров участия в долевом строительстве. Как правильно указано судом, в силу пункта 3 Правил отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве. Согласно отчетности застройщика, сроком передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства является IV квартал 2007 года.
Учитывая изложенное, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 по делу N А21-4811/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремжилстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2009 г. N А21-4811/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника