Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2009 г. N А26-7111/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2011 г. N Ф07-16092/2007 по делу N А26-7111/2005-183
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2010 г. N Ф07-1971/2010 по делу N А26-7111/2005-183
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2010 г. N Ф07-1971/2010 по делу N А26-7111/2005-183
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2010 г. по делу N А26-7111/2005-183
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2009 г. N А26-7111/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2009 г. N А26-7111/2005-183
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа:
от 30 мая 2006 г.
от 30 августа 2006 г.
См. также определения Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа:
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Бычковой Е.Н., Кирилловой И.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Онежский тракторный завод" конкурсного управляющего Шепскиса Ф.Х. и представителя Товмасяна В.О. (доверенность от 14.01.2009), от Федеральной налоговой службы Мелеева С.А. (доверенность от 19.01.2009), от общества с ограниченной ответственностью "Негоциант XXI" директора Быкова А.А. (решение единственного участника от 30.05.2008), от открытого акционерного общества "Агромашхолдинг" Быкова А.А. (доверенность от 27.10.2008), от общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "РТД" Сапожникова А.С. (доверенносгь от 20.10.2008), от общества с ограниченной ответственностью "Аудит Северо-Запада" Крепякова В.П. (доверенность от 01.07.2008),
рассмотрев 12.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Онежский тракторный завод" Шепскиса Феликса Харольдовича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 по делу N А26-7Ш/2005 (судьи Марченко Л.Н., Ларина Т.С., Масенкова И.В.),
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2007 (с учетом определения от 30.07.2007) в отношении открытого акционерного общества "Онежский тракторный завод" (далее - Должник) открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Шепскис Феликс Харольдович.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в суд с жалобой от 07.04.2008 N 09-16/2379 не действия конкурсного управляющего Шепскиса Ф.Х., просила признать незаконными и нецелесообразными его действия, направленные на реализацию дебиторской задолженности по ликвидационной цене, и обязать конкурсного управляющего принять меры по взысканию дебиторской задолженности путем обращения в арбитражный суд с исковыми заявлениями с последующим обращением в Федеральную службу судебных приставов для взыскания задолженности.
В дополнении к жалобе от 26.05.2008 N 09-16/3999 уполномоченный орган просит признать незаконными действия конкурсного управляющего Шепскиса Ф.Х., направленные на реализацию дебиторской задолженности Должника по ликвидационной цене при отсутствии заключения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия.
Определением от 06.06.2008 (судья Москалева Е.И.) в удовлетворении жалобы отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2008 определение от 06.06.2008 отменено, действия конкурсного управляющего Шепскиса Ф.Х., направленные на реализацию дебиторской задолженности Должника по ликвидационной цене без заключения государственного контрольного органа по проведенной независимым оценщиком оценке, признаны незаконными.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий Должника просит отменить постановление от 10.11.2008.
Шепскис Ф.Х. указывает на то, что оценка целесообразности предложения конкурсного управляющего Должника по реализации дебиторской задолженности и определение начальной цены продажи являются прерогативой комитета кредиторов, решения которого конкурсный управляющий исполняет.
Податель жалобы считает, что Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусмотрено получение заключения государственного финансового органа при оценке дебиторской задолженности, поскольку права требования не являются имуществом.
Конкурсный управляющий ссылается на то, что порядок реализации и начальная цена продажи дебиторской задолженности утверждены 03.04.2008 решением комитета кредиторов Должника, которое не оспорено и не отменено. Торги по продаже дебиторской задолженности также не оспорены.
В отзыве ФНС просит оставить постановление от 10.11.2008 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Аудит Северо-Запада" (далее - ООО "Аудит Северо-Запада") в отзыве поддержало позицию подателя кассационной жалобы, просило постановление от 10.11.2008 отменить.
В судебном заседании конкурсный управляющий Шепскис Ф.Х. и представитель Должника поддержали доводы жалобы.
Представитель уполномоченного органа возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Негоциант XXI" и открытого акционерного общества "Агромашхолдинг" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "РТД" поддержал правовую позицию ФНС, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Представитель ООО "Аудит Северо-Запада" поддержал позицию подателя жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 130 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Имущество должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с заключением оценщика рыночная стоимость дебиторской задолженности по состоянию на дату оценки составляет 18 893 800 руб. без НДС (1 189 600 руб. - задолженность общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский завод силовых агрегатов" и 17 704 200 руб. - открытого акционерного общества "ЧЕТРА-Промышленные машины"), а ликвидационная стоимость - 2 877 000 руб. без НДС (181 100 руб. и 2 695 900 руб. соответственно).
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что Республика Карелия в лице Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия является владельцем 26,07% обыкновенных именных акций должника; отчет об оценке дебиторской задолженности в государственный финансовый контрольный орган для заключения не направлялся.
Довод кассационной жалобы о том, что права требования не являются имуществом должника, поэтому к спорным правоотношениям не подлежит применению пункт 2 статьи 130 Закона о банкротстве, является ошибочным, поскольку не соответствует статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 110 Закона о банкротстве.
Следовательно, обязанность конкурсного управляющего Шепскиса Ф.Х. по осуществлению оценки имущества Общества может считаться надлежащим образом исполненной при наличии заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной независимым оценщиком оценке имущества должника.
Поскольку ФНС обратилась с жалобой на действия конкурсного управляющего в порядке статьи 60 Закона о банкротстве и не заявляла требования о его отстранении (статья 145 Закона о банкротстве), то на оценку законности обжалуемых действий Шепскиса Ф.Х. не влияют такие их правовые последствия, как утверждение комитетом кредиторов Должника регламентов торгов по продаже дебиторской задолженности и начальных цен продажи, а также заключение сделок по результатам торгов. Исходя из предмета жалобы, суд должен исследовать вопрос о соблюдении конкурсным управляющим требований Закона о банкротстве при проведении оценки имущества должника.
Коль скоро конкурсный управляющий не выполнил предусмотренную Законом о банкротстве обязанность получить заключение государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке имущества должника, то апелляционный суд обоснованно удовлетворил жалобу ФНС и признал действия Шепскиса Ф.Х. незаконными.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 10.11.2008 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10,11.2008 по делу N А26-7111/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Онежский тракторный завод" Шепскиса Феликса Харольдовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ФНС обратилась с жалобой на действия конкурсного управляющего в порядке статьи 60 Закона о банкротстве и не заявляла требования о его отстранении (статья 145 Закона о банкротстве), то на оценку законности обжалуемых действий Шепскиса Ф.Х. не влияют такие их правовые последствия, как утверждение комитетом кредиторов Должника регламентов торгов по продаже дебиторской задолженности и начальных цен продажи, а также заключение сделок по результатам торгов. Исходя из предмета жалобы, суд должен исследовать вопрос о соблюдении конкурсным управляющим требований Закона о банкротстве при проведении оценки имущества должника.
Коль скоро конкурсный управляющий не выполнил предусмотренную Законом о банкротстве обязанность получить заключение государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке имущества должника, то апелляционный суд обоснованно удовлетворил жалобу ФНС и признал действия Шепскиса Ф.Х. незаконными."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2009 г. N А26-7111/2005
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7111/05
21.06.2012 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7111/05
23.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-692/12
07.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21311/11
02.11.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14886/11
24.06.2011 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7111/05
03.06.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3608/11
11.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-142/11
07.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16092/2007
27.05.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1971/2010
13.04.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1971/2010
01.03.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1971/2010
21.01.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005-183
08.12.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/2005
17.08.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/2005
02.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005
07.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005-183
03.04.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005-183
12.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005
27.01.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/2005
23.12.2008 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005
10.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/2005
07.08.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005
08.05.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/2005
03.04.2008 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005
13.03.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-7111/2005
09.01.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/2005
20.07.2007 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7111/05
06.02.2006 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12035/05
06.02.2006 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/05
21.12.2005 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12035/05
21.12.2005 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12031/05